Строить и жить помогает: чем занимается компания «Карт Бланш Инжениринг»

Стройка может превратиться в ночной кошмар. Или нет. Все зависит от генерального подрядчика. Евгения Микулина на личном опыте выяснила, как работает компания-генподрядчик "Карт Бланш Инжениринг", увидела крутую современную стройку и осталась под впечатлением. Во-первых, это красиво. Во-вторых — удобно как архитекторам, так и заказчикам.

/

/

/

Стройка может превратиться в ночной кошмар. Или нет. Все зависит от генерального подрядчика. Евгения Микулина на личном опыте выяснила, как работает компания-генподрядчик "Карт Бланш Инжениринг", увидела крутую современную стройку и осталась под впечатлением. Во-первых, это красиво. Во-вторых — удобно как архитекторам, так и заказчикам.

В прошлом году я, много лет просто писавшая про архитектуру и дизайн тексты, по счастливому стечению обстоятельств оказалась в шкуре заказчика — человека, который сам переживает стройку. И это, знаете ли, серьёзно изменило мой взгляд на мир.

Из текстов про архитектуру обычно следует, что в проекте главное — пространство и образ. Из текстов про дизайн интерьера обычно следует, что главное — выбрать красивую мебель и вдохновляющий вид из окна. Ни в тех, ни в других почти никогда не пишут как физически воплотить этот образ, как сделать ровным пол, на котором будет стоять красивая мебель, как правильно вставить окно, через которое мы смотрим на дивный вид? Как ПОСТРОИТЬ проект? Да, архитекторы и дизайнеры в интервью регулярно благодарят подрядчиков, описывают истории преодоления строительных трудностей. Но эти подробности редко попадают в текст статьи. Журналистам кажется, что писать о стройке скучно: все эти опалубки и утеплители, стропила и лаги — кому нужны эти подробности, кто будет в это вникать?

  

Каюсь, мне тоже казалось, что среднестатистическому читателю — вероятному заказчику услуг архитектора и дизайнера — разговоры про стройку не будут интересны. Ну что я вам могу сказать как заказчик? Нам, заказчикам, ОЧЕНЬ интересно про стройку. Главным образом нам интересно узнать, есть ли какой-то волшебный способ сделать так, чтобы всё на стройке происходило вроде бы как само собой, с минимальным нашим участием: всего-то и требуется, что выбирать варианты и оплачивать счета. Скажете, не может быть так? А я скажу — может. Я имею удовольствие пользоваться, прямо сейчас, услугами компании-генподрядчика «Карт Бланш Инжениринг». Они строят мне дачу, и я, как засланный казачок, изнутри наблюдаю, как работает их легендарный строительно-инженерный сервис.

Почему «легендарный»? Потому, что существующая с 1992 года компания действительно стала в российском архитектурном сообществе легендой. Во-первых, из-за качества и технологического уровня разных выполненных задач — о них охотно рассказывали архитекторы, например, Алексей Козырь и Arch4. Во-вторых, из-за налёта таинственности: уровень заказчиков, для которых «Карт Бланш» строил, был так высок, что увидеть проделанную ими работу было затруднительно — не давали разрешения на публикацию. Я лично первый раз рассмотрела, что «Карт Бланш» может делать, когда была опубликована квартира бывшего главреда Vogue Алёны Долецкой. За интерьеры там отвечал знаменитый и своеобразный дизайнер Габан О’Киф, с которым «Карт Бланш» сделал множество проектов.

Проект «Крылатские холмы», 2013 год, дизайнер интерьеров Габан О’Киф.

Проект «Крылатские холмы», 2013 год, дизайнер интерьеров Габан О’Киф.

Проект «Ландшафт», 2005 год, архитектор и дизайнер интерьеров Габан О’Киф.

Проект «Ландшафт», 2005 год, архитектор и дизайнер интерьеров Габан О’Киф.

Проект «Ландшафт», 2005 год, архитектор и дизайнер интерьеров Габан О’Киф.

Проект «Ландшафт», 2005 год, архитектор и дизайнер интерьеров Габан О’Киф. Деталь.

Проект «Ландшафт», 2005 год, архитектор и дизайнер интерьеров Габан О’Киф. Деталь.

Это было в 2007-м году, с тех пор название компании всё время было на слуху, но визуальной информации было немного. Вот Светлана Головина построила отель в спортивно-стрелковом комплексе «Лисья Нора».

Клубное здание с рестораном, Спортивно-стрелковый комплекс «Лисья нора», 2018 год. Архитектор Светлана Головина.

Вот Николай Лызлов построил там же отель «Бумеранг».

Отель «Бумеранг» в спортивно-стрелковом комплексе «Лисья Нора», 2016 год. Архитектор Николай Лызлов.

Отель «Бумеранг» в спортивно-стрелковом комплексе «Лисья Нора», 2016 год. Архитектор Николай Лызлов. Деталь.

Отель «Бумеранг» в спортивно-стрелковом комплексе «Лисья Нора», 2016 год. Архитектор Николай Лызлов.

Отель «Бумеранг» в спортивно-стрелковом комплексе «Лисья Нора», 2016 год. Архитектор Николай Лызлов.

Отель «Бумеранг» в спортивно-стрелковом комплексе «Лисья Нора», 2016 год. Архитектор Николай Лызлов.

Вот проект Хуана Пабло Молине в Женеве — оказывается, тоже «Карт Бланш». Вот Жан-Луи Денио строит пентхаус в Москве — конечно, тоже с ними. А ещё Аксель Вервордт строит особняк под Петербургом, в полном согласии со своей любимой философией ваби, и воплощают его перфекционистские затеи снова «Карт Бланш».

Легендарная компания, как и было сказано, с высочайшей репутацией, но слегка «закрытая». И вот я оказываюсь в их офисе на улице Расковой в качестве клиента: дачу мою спроектировал Николай Лызлов, и он же сказал, что строить должен обязательно «Карт Бланш». Сижу я в этом офисе, который весь построен хозяевами и где каждый уголок и закуток демонстрируют декоративно-технические возможности компании (вы бы видели их обтянутую кожей дверь в санузел!), и блею о том, что мне бы хотелось «максимально сохранить потрёпанный вид» дачного домика, который им предстоит перестраивать. Директор компании Андрей Горячев скептически поднимает брови. Лызлов успокаивающе улыбается. Мой проект для «Карт Бланш» немного странный, нетипичный. Но мы договариваемся и начинаем работать.

Проект «Третья Охота №2», 2011 год. Архитектура и дизайн интерьера Zebra Crossing Design.

Проект «Третья Охота №2», 2011 год. Архитектура и дизайн интерьера Zebra Crossing Design.

Проект «Третья Охота №2», 2011 год. Архитектура и дизайн интерьера Zebra Crossing Design.

Проект «Третья Охота №2», 2011 год. Архитектура и дизайн интерьера Zebra Crossing Design.

Проект «Третья Охота №2», 2011 год. Архитектура и дизайн интерьера Zebra Crossing Design.

Проект «Третья Охота №2», 2011 год. Архитектура и дизайн интерьера Zebra Crossing Design.

И я попадаю в тот самый волшебный мир, где мне ни о чём не надо думать — всё происходит само собой. И я, с одной стороны, блаженно пользуюсь супер-эффективным сервисом. С другой стороны, меня начинает терзать любопытство — в конце концов, я же журналист. Как это вообще возможно, что всё так ловко устроено?

Ну в общем, я барышня настойчивая и заставила Андрея Горячева рассказать мне детали.

Начало процесса скрыто в глубинах 1980-х, когда Андрей, бросив МИСИ, пошёл работать на стройку, а потом попал на работу в кооператив, возглавляемый Юрием Щегловым, вхожим в тогдашнюю богемную музыкальную тусовку. «Талантливого молодого строителя» приметили заказчики — сарафанное радио в начале 1990-х привело к тому, что у Горячева появились клиенты-иностранцы. Бизнес был под стать временам: клиенты снимали квартиры, чуточку вкладывались в ремонт и сдавали другим иностранцам за существенные деньги. Плюсом этой работы Горячев называет то, что на каждой стройке у них был какой-нибудь прораб-иностранец и иностранные строительные инструменты (поймите, пистолет для силикона был тогда дорогущей диковинкой, стоил аж 33 доллара!). Так Андрей увидел две вещи, на которых затем вырос именно строительно-технологический успех его компании. Первая — иностранный опыт управления проектом. Второе — значение качественного инвентаря и материалов, а если шире — понимание того, что затраты на качество в конечном счёте окупаются.

Делать квартиры для экспатов Горячеву в конце концов надоело, но у него образовалась база иностранных заказчиков, которые знали, что ему можно поручить нестандартную строительную задачу. Он сделал ряд офисов для медицинских и финансовых компаний и частных интерьеров. Самое яркое впечатление той поры, по его словам, работа в «брежневском» доме в Гранатном переулке аккурат во время обстрелов Белого дома.

В этом образе квартирного ремонта, происходящего под пулями, есть на самом деле нечто очень глубокое и символическое. Самое натуральное «жизнь продолжается»: ломается политическая жизнь страны, и квартира в номенклатурном доме перестраивается.

На всех этих офисных и частных стройках компания «Карт Бланш» приобретала всё больше опыта и умений. Их преимущество в том, что они росли вместе с рынком, учились тому, что было нужно, открывали новые отделы и направления в тот момент, когда понимали: есть конкретная задача, и она будет востребована и дальше. Нужные подразделения сложились сами — естественно, как дерево растёт.

В какой-то момент Горячев сделал прорывную для российского рынка вещь: заявил, что его компания будет делать на все объекты рабочую документацию. Тут надо пояснить для совсем чуждых теме людей (неопытных клиентов), что это такое. Есть архитектурный проект, принятый в работу. Это — концепция, эскизный проект. Набор входящих в него чертежей может быть подробным, но этого недостаточно, чтобы строить. Людям на стройке нужны детальные чертежи каждого узла и стены, раскладка всех инженерных и электросетей и так далее. Вот эти супер-подробные чертежи и есть «рабочая документация», в просторечие «рабочка». Архитекторы делают её за отдельную плату, поскольку это процесс долгий и трудоёмкий. Так вот, «Карт Бланш» ещё в 1994 году взял на себя разработку рабочей документации ко всем своим объектам. «Ни одна стройка не обходится без чертежей, — Горячев пожимает плечами. — Нам за них до 1997 года не платили, но мы всё равно их делали, потому что иначе нельзя. Человек не должен проектировать на стройке, он должен взять чертёж — и точно его исполнить». Так в «Карт Бланш» возник отдел подготовки рабочей документации.

 

Потом произошла ещё одна интересная вещь. Горячев никогда не стремился к слишком быстрым и слишком масштабным стройкам. «Я не хочу бежать вдогонку за бетонщиками, у нас никогда не будут на стройке 200 человек срочно что-то лить и копать. Нам гораздо интереснее сделать что-то необычное, сложное, исключительное», — говорит он. Или найти кого-то, кто сможет сделать нужное, естественно, под бдительным контролем «Карт Бланш»: по выражению Горячева, «не так важно, кто делает, важно, кто следит». И вот такой подход (не стремиться всё делать самим, но находить компетентных субподрядчиков и управлять их работой) и позволил «Карт Бланш» выйти на новый этап развития: стать компанией — генеральным подрядчиком. В компании был создан отдел управления проектами, project management, — он занимается координацией работы всех участвующих в проекте людей и фирм, составлением графика работ, сметами и так далее. На этом этапе, кстати, пригодился опыт работы с иностранными партнёрами. «Знаете, чему они нас научили? Бумажной работе! — смеётся Горячев. — Протоколам, правильному составлению писем, кому написать, кого в копию поставить. Всё это нужно на тот случай, если кто-то из участников процесса окажется, не дай бог, в суде». Специалисты отдела управления проектами — главная структурная единица общения с заказчиком и/или его архитектором, передаточный буфер между ними и остальными подразделениями компании, то есть отделом подготовки технической документации, ведущим прорабом и отделом технического надзора (контроля за качеством выполнения всех работ). Отдел технадзора возник в компании последним: он необходим для эффективного взаимодействия с такими же службами контроля, которые обычно присылают на объект клиенты.

Ок, вот сейчас было написано много слов, но я попробую ещё раз всё сформулировать кратко. На личном опыте. Вот я — заказчик. Архитектор Николай Лызлов сделал мне эскизный проект и привёл к генеральному подрядчику — в «Карт Бланш». Лызлов не стал делать мне рабочую документацию — мы доверили эту работу генподрядчику. И теперь мы с архитектором можем, по сути, расслабиться: «Карт Бланш» делает за нас всё, от поиска субподрядчиков и выбора материалов до прохождения согласований в разных инстанциях, типа газовой службы. Нам остаётся только через специалиста отдела управления проектом утверждать те или иные решения. В нашем случае общение идёт в основном со мной, но это частный случай: я всё-таки не из списка Forbes, и со мной можно нормально разговаривать. В принципе же весь сервис «Карт Бланш» заточен именно на работу с архитекторами.

И вот тут надо сказать ещё об одной черте, определяющей особое положение «Карт Бланш» на рынке, — их страсть работать с лучшими архитекторами и дизайнерами. «Ещё в нулевых годах я понял, что работа с дураками и никому не известными авторами — это путь к краху, как и стремление делать дешёвые евроремонты», — говорит Горячев. Для него работа со звёздами, нашими и иностранными, была способом развиваться, пробовать новое и, как он любит говорить, «вкусное». И самое интересное, что после стольких лет практики именно это — рост и эксперимент — для директора «Карт Бланш» важнее всего. «Опыт и потенциал у компании сейчас такой, что нас не пугает вообще ничего. Всё, что можно было пройти с точки зрения сложности, мы уже прошли. Мы, правда, наивно называем это своим «бизнесом». Но, как сказал один мудрый человек, бизнес — это то, что можно завтра продать. То, чем мы занимаемся, не бизнес, а самозанятость».

Он прав, конечно: продать такую компанию, как «Карт Бланш», невозможно, ею нужно жить. Не случайно же средний стаж работы в фирме среди её тридцати четырёх сотрудников — больше 12 лет, и они общаются сплочённо и слаженно, как семья. Но я бы не назвала деятельность «Карт Бланш» самозанятостью. Я бы назвала это творчеством. Потому что в работе этой «строительно-инженерной компании» есть и вдохновение, и красота, и стремление к совершенству. А ещё есть азарт — желание нового и трудного. Нового опыта. Новых архитекторов. Ведь всё новое и трудное — это шанс научиться, прыгнуть выше головы, сделать невозможное, стать лучше. Поделиться опытом и приобрести новый.

  

«Всё, что мы делаем как инженерная компания, мы делаем для того, чтобы помочь архитекторам», — говорит Горячев просто.

Помочь им реализовать задуманное. Сделать так, чтобы самое невероятное пространство «заработало». Чтобы был ровным пол, на котором стоит красивая мебель, и чтобы правильно стояло окно, за которым открывается вдохновляющий вид.

Что вы об этом думаете?

Please enter your comment!
Please enter your name here