Мнение: о трендах

Самое любимое занятие нашего дизайнерского сообщества – обсуждать «тренды»: тенденции сезона в области цвета, формы и материалов, увиденные на интерьерных выставках. Об этом ведутся инстаграм-блоги и вебинары, об этом устраиваются платные и бесплатные лекции «по итогам». Об этом делаются тематические подборки в журналах и на сайтах. И всё это – ВСЁ ЭТО – абсолютная, вредная чушь. Ну так, по крайней мере, считает Евгения Микулина.

/

/

/

Самое любимое занятие нашего дизайнерского сообщества – обсуждать «тренды»: тенденции сезона в области цвета, формы и материалов, увиденные на интерьерных выставках. Об этом ведутся инстаграм-блоги и вебинары, об этом устраиваются платные и бесплатные лекции «по итогам». Об этом делаются тематические подборки в журналах и на сайтах. И всё это – ВСЁ ЭТО – абсолютная, вредная чушь. Ну так, по крайней мере, считает Евгения Микулина.

Здравствуйте, дорогие друзья – в эфире новая порция очень субъективных букв от меня. На этот раз – на очень, очень важную для всего нашего дизайн-сообщества тему трендов. Вот этих вот «последних тенденций в дизайне интерьера», которыми постоянно пичкают своих читателей интерьерные медиа. Ну вы видели эти страницы и подборки из серии «новый пуф марки ХХХ и ещё 4 пудровых предмета для дома» – красивые страницы, на которых пуф поставлен на ковёр, рядом с ним помещена подушка, фарфоровая свинья-копилка, и зубная щётка, – потому что она правильного оттенка. Этим же «актуальным тенденциям» посвящены лекции и вебинары, которые читают дизайн-сообществу различные гуру и основатели дизайн-лекториев имени себя. А также лекции и вебинары, которые проводят дизайнеры друг для друга – ну из разряда: «Я только что вернулась с выставки Maison et Objet и заметила, что все ножки латунные, а спинки диванов в полоску, а цвет года – лаванда с плесенью! Смотрите ежедневные подборки в моем инстаграме, а Дцатого числа приходите на лекцию в салон YYY!»

Стенд Seletti на Maison & Objet 2018.

Стенд Camino a Casa на Maison & Objet 2017.

Цитата из пресс-релиза: «Дизайн стенда Masquespacio, стремится погрузить посетителей в сексуальный, роскошный и веселый мир Houtique», Maison & Objet 2019 (зимняя сессия).

Все в мире интерьерного дизайна помешаны на трендах. Их высматривают, обсуждают, о них спорят. На это тратится куча времени и сил. А ещё дизайнеры – особенно юные – руководствуются этими самыми трендами и «цветами года», когда оформляют реальные интерьеры для реальных, живых заказчиков. И всем кажется, что это нормально – и медиа выходят с заголовками типа: «В интерьере однушки в Орехово-Кокосово видны все тенденции Миланского салона: бархат, тусклое золото и зеркальный пластик со стразами».

А вот это уже, коллеги, беда. И дело даже не в том, насколько уместно тусклое золото со стразами в однушке: у талантливого дизайнера и не такое прокатит. Дело в самой идее, что человеку, заказавшему дизайн для однушки в Орехово-Кокосово (интересный наверное человек, кстати), вообще нужно внедрять в интерьер что-то модное и односезонное. Да фиг с ней, с однушкой на окраине – что вообще в интерьер живого человека, живи он хоть во дворце, хоть в лофте, нужно вводить что-то, увиденное на дизайнерской выставке.

Пиксельный диван Cristian Zuzunaga на Maison & Objet 2009.

Стенд Essential Home на Maison & Objet 2017.

На выставке Maison & Objet 2016.

Стенд компании LIANG & EIMIL на зимней сессии Maison & Objet 2019.

Потому что то, что вы видите на дизайнерской выставке – ну когда всё вокруг вдруг оказывается с плетёным абажуром или зелёным и бархатным, – это не какое-то великое наитие, которое мебельным производителям ангел с небес спустил. Это – расширенное торговое предложение.

Поясню цепочку: значимый в индустрии человек, Старк или Уркиола или Вандерс, делает для большого бренда какую-то вещь. Она заметная, яркая и клёвая. Но, чаще всего, дорогая. И после того, как эта вещь показана, другие бренды, попроще и подешевле, делают свои версии этой вещи, беря её самые заметные черты. Общий контур, цвет или материал. И мы, приехав на выставку, видим павильоны, заполненные такими вот «репликами» одного заметного предмета.

Так Zara и H&M копируют Prada – чтобы женщина с любым достатком имела возможность купить пальто модного силуэта.

Так средние марки заполняют павильоны предметами «в тренде», чтобы дизайнер интерьера купил у них диван, похожий на тот диван, что его заказчику не по карману. И чтобы получилась у него (у дизайнера) в интерьере картинка, похожая на каталог дорогой фабрики, и чтобы всем его коллегам понравилось, и в журнале напечатали с хештэгом «цвет сезона».

Фото из блога Варвары Лялягиной «Дом в который хочется приходить». (Статья посвящена трендам Maison & Objet 2018).

Стенд Baxter на Maison & Objet 2018.

Стенд Circu на Maison & Objet 2018.

Фрагмент экспозиции «Unique & Eclectic» на Maison & Objet in 2018.

Давайте определимся раз и навсегда: интерьеры делаются не для инстаграма дизайнера, не для оценки коллегами, не для публикаций в журналах. Интерьеры делаются для живых конкретных людей. И эти люди не обязаны жить жизнь с фиолетовым бархатным диваном только потому, что такие диваны «в тренде». Бывает, конечно, что человек и правда хочет то, что случайно оказывается «актуальным». Но чаще всего несчастные, доверяющие дизайнеру, внушаемые люди просто «ведутся» на то, что им показали.

А им потом с этим жить. Годами. ГОДАМИ. Всю жизнь. Потому что диван – не сарафан, интерьер – не модный look. Их невозможно менять каждый сезон, поскольку «этот цвет больше не актуален и теперь все носят бирюзовое».

Слово «тренды» к области интерьеров не применимо. Вообще. Совсем. Забудьте его. Запретите себе мыслить категориями «цвет сезона», «модный материал» и «стиль диско-ретро-бохо-шмохо», когда проектируете чужую жизнь. Лучше вспомните слова «пропорции», «колорит», «эргономика», «комфорт» и «вкус».

3 Комментарии

  1. Согласна с Вами. Но я пересмотрела свое отношение к трендам. Точнее к тому, что вообще означает это понятие.
    То, что на слуху, тренд на розовый, тренд на латунь, тренд на округлые формы, арки, это даже уже не тренды, это, скорее, мода. Потому что продается и «навязывается».
    Тренд как понятие — это всего лишь некий подведенный итог анализа влияния разных факторов: экология, политика, экономика, культура.
    Тренды, которые описываются в журналах, это всего лишь малая часть, микротренды, которые существуют в отдельной сфере. Существуют еще макротренды, более широкие.
    То есть глобально все движется, что-то где-то происходит, одно порождает другое, и в какой-то момент образуется какая-то общая тенденция, которая устраивает или принимается большим количеством людей в разных точках мира. Потом уже эта тенденция преобразуется во что-то материальное и начинает реализовываться или даже пропагандироваться в моде, дизайне, культуре, искусстве, архитектуре, книгах, фильмах — то есть во всем, что может выразить эту тенденцию. Часто происходят искажения.
    Вот сейчас идет тренд на экологию и конкретно, например, на отказ от пластика. Это вроде полезно и хорошо, но где-то это уже превращается в моду: мебель из пластика на выставках. С одной стороны, каждый дизайнер старается поработать с темой переработки и, возможно, внести вклад в создание более экологичной жизни, но по факту — дальше выставок это уходит редко. И вот тут уже начинает теряться суть вопроса, потому что уже непонятно: это борьба за экологию или это дань моде, потому что модно бороться за экологию?…
    Или, например, есть тренд на вовлечение покупателя в производство продукта, который он хочет приобрести, — кастомизация. То есть когда какой-либо товар предлагается с условием возможности внести в него свои изменения. Этот прием хорошо использует Икеа, например. И ее любят за это в том числе.
    Основная задача кастомизации — создать у потребителя ощущение, что работа делается лично для него и удовлетворяет его личные потребности. И так оно и есть. С одной стороны, это чисто маркетинговый ход, с другой — в нем много приятного для конечного потребителя.
    В целом тема трендов (в таком подходе) интересна для анализа. Не стоит, безусловно, применять тренд «в тупую», но думать и анализировать точно полезно.
    Просто дизайн в целом это не только про красоту, это в первую очередь про проектирование, а что именно проектируется, вопрос другой: цвет, композиция, эргономика, функция — тут все зависит от поставленной задачи.

  2. Жизнь умнее архитектора .) Но интеллигентно похулиганить ( не изменяя пользе- прочности — красоте ) все-таки правильно !

  3. так в целом правильно написано. Жизнь и тренды — разные вещи. Жизнь — клевяк, а тренды — вредная фигня. Жизнь и пропорции, комфорт и эргономика — гораздо лучше. Но жизнь ещё интереснее и сложнее, чем любые буквы. Жизнь = Личный Опыт Балдежа = ЖЛОБ !!! ))) такие дела…

Что вы об этом думаете?

Please enter your comment!
Please enter your name here