Будем честны: не каждый знает, что такое бидермейер или, скажем, Версаль. Зато покажите любому, имеющему весьма отдалённое отношение к дизайну человеку, скульптуру Ozon III Ле Корбюзье, и он ответит, что это сюрреализм. Это движение так популярно, что коснулось всех областей искусства. Оно изменило литературу, кино, театр, фотографию (чего только стоят обложки Harper’s Bazaar и Vogue). А ещё – интерьерный дизайн, в чём можно убедиться на выставке в Музее дизайна Vitra «Объекты желаний».
Цель выставки – рассказать о связи дизайна и идей сюрреализма на протяжении последних ста лет. Выставка поделена на несколько разделов. Первый раздел открывают работы 1920–50-х годов. К ним относятся, например, стол Traccia Мерет Оппенгейм и парижские апартаменты Карлоса де Бейстеги, спроектированные Ле Корбюзье.
Во втором разделе рассказывается, как происходил обмен идеями между искусством и дизайном. В послевоенные годы дизайнеры стали уделять большое внимания стратегиям сюрреалистов, меняя повседневные предметы. Пример тому – произведения Акилле Кастильоне, такие, как табурет Sella для комфортной беседы по телефону. Пока дизайнеры были захвачены изменением привычного с помощью сюрреализма, сами сюрреалисты обратились к новейшим материалам, созданным дизайнерами. Так Ман Рэй и Роберто Матта были очень неравнодушны к пластику.
Третий раздел выставки отведён теме любви и эротики. А раз уж мы говорим о сюрреализме, то, конечно, здесь не обошлось без экстравагантных творений Сальвадора Дали и мебели от Карло Моллино. Вдобавок, в экспозицию добавлены работы женщин-сюрреалистов, имеющих, как известно, более тонкий подход к делам сердечным. К таким работам относятся фотографии моды Ли Миллер, автопортреты Клод Каон и ассамбляж César Мими Пэрент.
В последнем разделе собраны предметы интерьера, имеющие иррациональный дизайн. То есть причудливый облик, рождённый самой бурной фантазией. Это направление стало развиваться в 80-е годы, когда дизайнеры в поисках нового стали экспериментировать с деконструкцией формы мебели. Яркий представитель иррационального дизайна – светильник Miseria! Инго Маурера и гибрид стола и лампы Cocoon 8 Начо Карбонелла.
Вдобавок к этому, экспозиция включает знаменитые картины «Красная модель» Рене Магритта, «Гигантская летающая кофейная чашка с непонятным 5-метровым придатком» Сальвадора Дали и «Лес, птицы и солнце» Макса Эрнста, а также такие реди-мейды, как «Сушилка для бутылок» Марселя Дюшана и «Подарок» Ман Рэя.
Посмотреть на удивительные предметы дизайна и провести параллели с произведениями сюрреалистического искусства можно в Музее дизайна Vitra с 28 сентября по 19 января 2020 года.