Объединение «Мемфис» остаётся одним из самых необычных явлений в мире дизайна. Эта группа молодых дизайнеров стремилась отойти от догм функционализма и промышленного дизайна, и возникла зимой 1980/81, сплотившись вокруг итальянского архитектора и дизайнера Этторе Соттсасса, которому к слову уже было за шестьдесят. Первая коллекция группы, представленная в миланской галерее Arc’74 в сентябре 1981 года, стала международной сенсацией. Яркие цвета и дикие узоры их мебели, объектов и эскизов, казалось, сошли со страниц комиксов и вскрыли совершенно новый пласт дизайна, в котором поп-культура, рекламная эстетика и постмодернизм слились в сумасшедшем миксе.
Декларируемая цель «Мемфиса» состояла в том, чтобы преодолеть «диктат функционализма», «прославлять банальное и повседневное» и сделать несостоятельной единственно-верную трактовку «хорошего вкуса». На философию «Мемфиса» также повлияло появление информационного общества. Подобно телевидению и компьютерам, объекты объединения должны были общаться со зрителем, взаимодействовать, рассказывать свои уникальные истории. Прорыв и окончательное признание пришли в 1982 году, когда гуру моды Карл Лагерфельд обставил свою квартиру в Монте-Карло новейшими предметами «Мемфиса».
Интересно, что название группы изначально было «гламурным»: оно было вдохновлено песней Боба Дилана «Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again», которую постоянно крутили на собрании будущего «Мемфиса» зимой 1980/81 года. Инициатива создания объединения и многие его идеи принадлежали известному итальянскому архитектору и дизайнеру Этторе Соттсассу. Он начал экспериментировать со скульптурными предметами мебели в 1960-х годах, применяя красочные пластиковые ламинаты для своих творений, которые он называл «тотемами». Стул «Seggiolina da Pranzo» («Стул для обеда»), который он разработал для Studio Alchimia в 1978 году, также имеет узорчатый ламинат, который стал визитной карточкой «Мемфиса».
Многие объекты созданные дизайнерами «Мемфиса» характеризовались ироничным и игривым подходом к творчеству и формообразованию, а так же широтой трактовок и смыслов. Именно поэтому группа во многом так сильно повлияла на постмодернистский дизайн.
Для ряда молодых дизайнеров «Мемфис» стал трамплином для начала успешной карьеры и достижения международного признания. Сегодня это звезды первой величины, например, Маттео Тун или Микеле де Лукки, и продолжают не смотря на возраст активно заниматься дизайном.
На выставке будут представлены многие из знаковых объектов группы созданные дизайнерами и художниками объединения в самом начале 80-х. Это предметы Этторе Соттсасса, Микеле де Лукки, Мартина Бедина, Майкла Грейвса, Барбары Радис, Питера Шира, Натали дю Паскье и Широ Кураматы.
В 1987 году члены этой разношёрстной группы дизайнеров решили, что как группа они себя исчерпали. Некоторые из них представили лишь несколько сольных проектов, но, несмотря на недолгое существование, история и влияние объединения «Мемфис» остаются легендой. Выставка в музее Vitra – дань уважения краткой, но насыщенной эпохе группы «Мемфис», чья энергия и творческий импульс в новом веке не утратили своего очарования. Цитируя Барбару Радис можно сказать, что: «”Мемфис” начался с идеи изменить облик мирового дизайна, и он выбрал для этого наиболее эффективный, прямой и опасный способ». Через сорок лет, мы с уверенностью можем сказать, что объекты «Мемфиса» хоть и были радикальными, но многое изменили в восприятии дизайна, сделали его разнообразным и даже весёлым, показали другие его возможности, ведь, как говорил Этторе Соттсасс «я могу сделать стакан, увидев который моя девушка будет рыдать от восторга, а могу сделать удобный пластиковый стаканчик, который выпустят тиражом много миллионов, но и то и другое дизайн». Ему и его «Мемфису» удалось создать много вещей вызывающих мысли и эмоции, даже когда они запускались в серию, оставив невероятное наследие.
Выставка работает до 23 января 2022 года.