ИНФОРМАЦИЯ
Архитектурное бюро:
YoYo
Поставщики:
Delo design, Sixinch, Faldi, Zrobim
Расположение:
Москва, Россия
Тип: Бизнес-центр, Реновация
Площадь: 2000 м²
Год реализации: 2021
Фото: Артем Голяков, Илья Иванов
САЙТ:
yoyobureau.net
Одним из векторов развития cтолицы вот уже не один десяток лет является реновация и реконструкция старых промышленных территорий. Многие из этих территорий уже стали неотъемлемой частью городского творческого, рабочего и гастрономического ландшафта. В брутальных кирпичных стенах цехов охотно разворачивают свою работу IT-компании, творческие объединения и арт-галереи, попутно прирастая всей необходимой инфраструктурой, вроде кафе, химчисток, парковок и ресторанов, тем самым превращаясь в настоящие суперкластеры, в которых, порой кроме жилья, можно получить полный набор развлечений и услуг. Такие районы охотно застраивают девелоперы, порой создавая очень интересное созвучие современной архитектуры, а значит жилья, с историческими корпусами и прилагающейся к ним социо-деловой составляющей. Прекрасный, и, без преувеличения, ожидаемый проект ЖК «Бадаевский» – пример такого, пусть и ультрасовременного, партнёрства и переосмысления знакового места.
Кроме такого, масштабного и громкого преобразования промтерриторий и цехов, в Москве распространён и другой тип их развития – что называется “кружки по интересам” – Арт-плей, где разместились креативные и мебельные компании и шоурумы или Флакон, с его шоурумами и ресторанами.
Есть и иной подход в освоении территорий – пример культурно-делового центра «Суперметалл».
«Суперметалл» – это наследие 1990-х годов, когда часть зданий Института чёрной металлургии им. Бардина была приватизирована и стала выполнять коммерческие функции. Комплекс включает в себя множество различных по площади и планировке офисов, а также кафе, рестораны и так называемую «мастерскую» – памятник сталинской архитектуры, который в новом проекте служит представительским лобби и главным общественным пространством всего комплекса.
Разработкой проекта занималась команда под руководством Алексея Капитанова, известного в Москве своими проектами ревитализации бывшего хлебозавода №9 и жилого комплекса «Красная стрела». Переосмысление здания цеха и создание многофункционального вестибюля площадью 2000 м² – дело рук архитектора Марии Ясько. Она решила создать пространство на стыке брутальных и жестких материалов, а прежде всего металлов, и сложных, плавных, бионических форм.
В вытянутом и узком здании планировалось разместить входную зону, кафе, коворкинги и арендуемые офисные площадки, подчеркнув исторические стены и при этом сохранив ощущение масштабности внутри.
Все несущие балки и геометрию здания было решено максимально сохранять. Высокие прямоугольные окна из стеклоблоков также остались на своих местах, но сами блоки были заменены на современные, с гораздо более высокой светопропускной способностью, а зелёный оттенок изменили на белый.
Бетонные конструкции и металлические фермы крыши были максимально сохранены везде, где это было возможно; они были приведены в порядок и предстают в своём первоначальном брутальном виде. Планировка пространства с самого начала во многом определялась желанием заказчика создать здесь два уровня с небольшими офисами, которые могли бы арендовать различные мастерские, а также творческие коллективы и агентства.
Высота потолков (а это более семи метров) позволила возвести внутри здания антресольный этаж, на котором также расположились офисы. Мария Ясько придала мезонину подчёркнуто плавные очертания – по сути, это волна, идущая вдоль заднего фасада. Сами офисы расположены вдоль стены, а перед ними – пешеходная дорожка, которая благодаря предложенной архитектором пластике, приобретает роль, во-первых, довольно длинного, а во-вторых, визуально эффектного маршрута через пространство мастерской.
Отсюда открывается прекрасный вид на стропила крыши и всё, что находится на первом уровне. Общая длина дорожки составляет около 140 метров. На втором этаже тему волн подхватывают объёмы трёх отдельных офисных блоков, которым архитектор придал схожую пластику. Дополнительное развитие этой же темы можно найти в объёмах переговорных комнат, которые отлиты из бетона, а также в круглых бетонных вазонах, круглом столе с музеефицированным станком из металлургического прошлого НИИ, круглых мягких креслах и диванах.
Такое большое пространство архитектор рассматривает как сцену, на которой происходит очень контрастный диалог. Мягкая мебель (как по материалам, так и по формам) сопоставлена здесь с прямоугольными столами и стульями, словно вырезанными из металла (на самом деле они обшиты листовой сталью), с брутальной текстурой оригинальных бетонных конструкций – тонкой поверхностью архитектурного бетона, облицовкой из горячекатаной стали – и обилием живой зелени.
Для облицовки внутренних стен также использовалась кортеновская сталь. Сталь была окислена и «состарена» на месте – это способ сэкономить деньги и получить более выразительную и разнообразную поверхность. Цветовая гамма пространства обыграна соответствующим образом: в ней преобладают серые, коричневые и зелёные оттенки. Всё это вместе образует очень харизматичное пространство, которое, с одной стороны, заметно современно по своему содержанию и характеру, а с другой стороны, очень тактично и честно относится к своему прошлому.