Квартира в трехэтажном доме 1957 года постройки в центре Москвы обладала рядом безусловных плюсов: очень удачное расположение окон, аккуратная симметричная планировка комнат, площадь 80 м2. Для семьи из матери, которая хотела создать интерьер с элементами модерна и сохраняющий дух старинного московского двора, и её дочери-подростка места лучше не придумаешь. Себе на помощь она позвала однокурсницу по институту Гелос, дизайнера Елену Зуфарову, с которой они когда-то вместе обучались экспертизе антиквариата.
Собственно, обоюдная любовь к антиквариату и сыграла важную роль в создании этого интерьера: приятельницы сразу согласились, что он в этой квартире будет как нельзя кстати, но важно с ним и не переборщить, чтобы пространство не стало перегруженным.
Помимо очевидных плюсов, у квартиры были и минусы: дверь комнаты, в которой должна была находиться спальня хозяйки (одним из её требований к квартире было наличие комнаты с балконом, которая бы стала её спальней) открывалась в коридор у входной двери. Эту проблему решили, создав анфиладу из дверей спальни, гостиной и кухни, перенеся их на ось вдоль окон.
Планировочные желания у хозяев были довольно стандартные: на 80 м2 требовалось разместить две спальни, гардеробную и кухню, которую сначала клиентка Елены хотела объединить с гостиной. Также в квартире нужно было предусмотреть хранение коллекции фарфора и стекла, и разместить коллекцию живописи заказчицы. Вообще, хозяйка квартиры неравнодушна к стилю модерн, его растительным мотивам, сложной графике и фиолетово-зелёной цветовой гамме. Но, одновременно с этим, ей хотелось, чтобы квартира была «воздушной и свободной» – что, конечно, не очень похоже на описание интерьера в стиле модерн. У дочери клиентки Елены вообще было особое видение интерьера своей комнаты: она не любит антиквариат и насыщенные цвета и увлекается корейской культурой. Кроме того, она левша, поэтому у неё были свои пожелания по расстановке мебели относительно источников света.
Разработка проекта шла около двух месяцев, а строительство – восемь. Как это часто бывает, в самом начале строительных работ оказалось, что старый материал стен непригоден, поэтому все перегородки пришлось отстраивать заново. Но на руку сыграло доверие клиента к дизайнеру, и поэтому в целом работа шла оперативно и увлекательно. Так, например, они обе были поглощены поиском антикварных светильников на аукционах разных стран, вместе выбирали обои. Кстати, обои по дизайну Уильяма Морриса в спальне в конце концов стали единственным элементом в стиле модерн в этой квартире. «Мы долго искали стол – требовался круглый небольшого диаметра, который бы раскладывался, в результате его изготовили на заказ по моим эскизам мастера в Переславле-Залесском. У них же мы заказали большой дубовый шкаф для хранения коллекции фарфора и стекла», – рассказывает Елена. Некоторые время ушло и на подбор живописи – у заказчицы была довольно большая коллекция – чтобы отобрать из неё подходящие картины, их привозили на примерку и на месте определяли, какие варианты наиболее выгодно будут смотреться в интерьере.
Одной из главных своих задач в этом проекте Елена посчитала сохранение духа старого московского двора, но при этом ей нужно было не превратить квартиру в музей – и это дизайнеру удалось. В итоге, все остались довольны получившейся планировкой, особенно вынужденно образовавшейся анфиладой. Она привнесла в интерьер те самые воздух и свет, о которых мечтала хозяйка. Не менее удачной получилась и цветовая гамма – изначально заказчица хотела совсем другого, но итогом осталась довольна. «Она максимально комфортно себя чувствует в интерьерах и часто говорит, как ей подходит и нравится квартира – а это главный комплимент дизайнеру», – рассказывает Елена.
Благодаря схожим интересам дизайнера и клиента, в этой квартире сложилась идеальная ситуация, в которой почерк автора почти целиком совпал с ожиданиями клиента.