Мы привыкли думать, что в маленькой квартире невозможно сделать полноценный классический интерьер — вроде как для классики нужен масштаб, в небольшом помещении резьба и лепнина смотрятся нелепо. Однако этот интерьер, созданный Еленой Зазнобиной, опровергает стереотипы. Это крошечная, всего 37 квадратных метров, квартира, но все приметы классического стиля смотрятся тут абсолютно органично. Квартира находится на первом этаже нового ЖК с архитектурой в «английском стиле». Это первая «самостоятельно купленная» недвижимость молодой девушки-филолога, работающей в издательской сфере и очень любящей английскую литературу. По словам дизайнера, «небольшую площадь и скромный бюджет проекта с лихвой компенсировали архитектура здания, потолки высотой три метра и главное — выход из гостиной на собственную мини-террасу площадью пять метров».
«Любой английский дом начинается с сада. Садом стала и небольшая прихожая квартиры», — рассказывает Елена. Белые стеновые панели, обои с цветочным принтом, ботанические иллюстрации и фигурное зеркало в форме замочной скважины сразу настраивают на нужный лад и прозрачно намекают на одну из основных тем декора — аллюзии на «Алису в Стране чудес».
Из прихожей мы попадаем в гостиную, где тон всему оформлению задают картина Андрея Ремнёва «Фаворит» и обои — роскошные и немножко ироничные золотые ананасы на белом фоне. Театральность оформления подчеркивают легкие десюдепорты над дверными проемами и антикварные зеркала. В «мягкой» зоне стоят диван и кресло в форме чайной чашки. Ткань для кресла разработали специально для этого проекта, а подушки на диване оформили триммингом — Елена считает, что он выглядит, как «эполеты на мундире гвардейца».
Лампы возле дивана стоят на специально спроектированных основаниях — колоннах в виде фигур шахматной королевы, ферзя. «Настоящая королева в этой квартире — хозяйка», — комментирует дизайнер. С учетом того, что королевство у нее небольшое, дизайнеру пришлось применить несколько «обманных приемов». Так, например, встроенные библиотечные шкафы, хотя и выглядят полноразмерными, на самом деле очень неглубокие. Визуальный эффект глубины создают обои с необычным принтом.
Настоящий камин в квартире делать было, конечно, нельзя. Но намек на него, в виде каминного портала, имеется, и украшен он фигурами белых кроликов (опять «Алиса»): это свечи, вырезанные Еленой лично. Между кроликами — классическое черное с золотом зеркало, на стене — гравюры с иллюстрациями к бессмертной книге Кэрролла. Кресла в этой зоне — антикварные, куплены были в Римини буквально за неделю до начала пандемии. Здесь же стоит небольшой ломберный столик, для завтраков на двоих. Но его можно и разложить, если придут гости.
Фасады кухни в сером матовом лаке напоминают о комнате со множеством дверей, в которой оказалась Алиса после падения в кроличью нору. У каждой двери должен быть ключ — отсюда галерея гравюр с изображением ключей по верху стены над кухней. Фартук кухни — черно-белая мраморная мозаика, как на старинных дворцовых полах.
Терраса в этой квартире — полноценная «внешняя комната». Это маленький сад с угловыми шпалерами, ажурным металлическим стеллажом с цветами, классической скамейкой красного цвета и яркими подушками. Особое внимание привлекает кресло-вазон, созданное Еленой в единственном экземпляре. Каркас сделан из стекловолокна, а подушки обиты гобеленом российского производства.
«Спальня — это место грёз, место, где нужно мечтать. А мечта, конечно, должна быть голубой, — объясняет Елена колорит спальни. — Одно из детских желаний заказчицы, осуществленное во взрослом возрасте — занятия балетом. Этот момент воплощения идей и желаний мы и зафиксировали в декоре спальни». Действительно, при входе в комнату нас встречает овальный гипсовый барельеф с фигурой балерины. Под ним «танцуют» пуфик Pa и комодик Dede (намек на балетный термин «па-де-де», танец для двоих), спроектированные дизайнером.
Туалетный столик — консоль с ящиком нежного голубого цвета, — стоит в нише между двумя платяными шкафами. Над ним панно в декоративной раме, тоже созданной дизайнером. Как и кровать Fouette («фуэте»): она, кстати, заняла второе место на дизайнерском конкурсе Adesign Award e competition в Италии. А на стене над кроватью разместились легкие гипсовые рамки — пока пустые. Они — символ стремлений, которым еще предстоит осуществиться.
И, наконец, ванная — ее декор снова возвращает нас к «Алисе» и волшебному саду, в который она в конце концов проникла через маленькую дверку. Ванная оформлена в виде плана сада: на фоне классической белой плитки-кабанчик пунктирами намечена планировка. Ткань для штор с принтом из листьев была разработана и напечатана специально для этого проекта.
Удивительный, легкий, изящный, словно танцующий проект. Очень свежий, при всей классике. И да — очень английский, отсылающий не только к литературным ассоциациям, но и к примерам английской архитектуры и декора: крошечным фантазийным садовым павильонам folly («капризам»), наполненным редкостями и сувенирами домам чудаков-коллекционеров, вроде дома Джона Соана в Лондоне, эстетике театральных представлений-пантомим и фантазий, вроде «Питера Пэна».
Те, кто считает, что для классики нужен масштаб, правы, если речь идет об Италии — о вальяжных виллах с выходом в террасный сад и видом на тосканские холмы. В этом интерьере Елена и её заказчица безошибочно выбрали нужный контекст: Англию, с её узкими городскими домами с маленькими комнатами, крутыми лестницами и непременным крошечным, но своим садиком.