Развитие русских дизайнерских брендов в последнее время происходит как-то совершенно без прежней диковатой кустарной удали – «Вот, смотрите, мы вылезли из болота и смогли, сделали, превозмогли». Спокойно и размеренно происходит оно, это развитие. Создаёт русский дизайнер своё дело, спокойно, без истерики развивает его – и глядишь, вещи, придуманные и созданные в России, уже заняли своё место в лучших интерьерах и на страницах глянцевой прессы. Меня, как человека, наблюдающего за русским дизайнерским рынком вот уже двадцать с хвостиком лет, это радует несказанно. И один из моих любимых примеров в этом отношении – работа Светланы Левадной. Запустив в 2005 году свой бренд одежды Levadnaja Details, она последовательно и успешно расширяет сферы своего дизайнерского влияния. Как и положено хозяйке модного «Дома», в какой-то момент Левадная сделала «домашнюю коллекцию» – а именно, вазы, небольшие столики и другие аксессуары из керамики, которые теперь «живут» под брендами Levadnaja Ceramics и Levadnaja Home.
Особенность бренда Левадной – его «русскость». В одежде марки тонко и изысканно используются фольклорные мотивы, вроде традиционных вышивок. В скульптуре и предметах для дома «русский стиль» считывается не так прямо: Левадная делает изящные, органических форм предметы почти исключительно белого цвета, с редкими золотыми акцентами. Делает, кстати, сама, минимум месяц уходит на одну вещь – только потом её модели отдаются в работу мастерам по литью и керамистам, и каждый предмет хранит след рук художницы. Называются они все с отсылками на «большие» культурные темы – мифологические и исторические. Но в каждом предмете всё равно ассоциативно просматриваются русские мотивы – вазы, бра и столики из фаянса похожи на цветки кувшинок, берёзовые стволы, свернувшиеся осенние листки и прочие образы природы, которые «глаза смотрящего» распознают, как родные и национальные. Не случайно одним из интересных проектов Левадной в 2019 году было участие в успешной выставке «Трын-Трава: Современный русский стиль», прошедшей в Музее декоративно-прикладного искусства. Однако важно отметить, что работы Светланы настолько артистичны и эстетически универсальны, что «работают» и сами по себе и производят должное впечатление на европейского зрителя. Они также представлены в шоуруме марки Liaigre (о котором мы недавно писали).
Способность делать яркие и значимые вещи, не теряя своей национальной самобытности для меня – важнейшее свойство хорошего дизайна. У Светланы Левадной это получается. И мне уже интересно смотреть на то, что она делает – и я с интересом жду, что же будет дальше.