Квартира находится в историческом районе Валенсии – Кабаньяле, некогда посёлке испанских рыбаков. В этом месте сохранилось множество интересных построек в стиле modernismo (испанская версия ар-нуво) и всё ещё витает почти исчезнувший дух старой Испании со звучанием гитар и шумными ужинами на уличных верандах и во дворах. Квартира принадлежит семье в четвертом поколении и досталась Ольге и её мужу от его бабушки.
Дом, в котором расположена квартира, был построен в 1930 году, что несло в себе определенные неудобства: как и все исторические дома в этом районе, он выходит обоими фасадами на две улицы. Соответственно, квартира представляет собой вытянутый прямоугольник длиной 25 метров и шириной 5 метров в самой широкой части. При этом у неё есть существенное, перекрывающее все минусы достоинство – она расположена в 500 метрах от моря. По выражению самой Ольги, «от такого наследства не отказываются», и мы совершенно с этим согласны.
На момент, когда Ольга приступила к обустройству своего нового жилья, в квартире сохранилась гипсовая лепнина на высоких потолках и родная метлахская мозаика на полу.
Перепланировку сделали сами, разместив спальные комнаты и объединённую гостиную-кухню на разных концах квартиры, где находятся большие окна и выход на залитую солнцем террасу. Тут следует уточнить, что в Испании любой дом, даже самый узкий, всегда будет пронизан световыми патио, поэтому даже в санузлы и комнату сына, расположенные в центральной части квартиры, поступает естественный свет.
Во время перепланировки перед Ольгой встал вопрос – как сохранить старинную метлахскую плитку, не нарушив раскладку новыми стенами. К счастью, в Валенсии много замечательных строителей, мастерство которых удивительно и больше похоже на волшебство. Ольге помог прораб по имени Хосе – он аккуратно снял всю плитку, бережно очистил её от остатков раствора и заново выложил в новых границах комнат. В местах, где плитки всё-таки не хватило, положили паркет из бразильского ореха. Получилось очень красиво – по цветовой гамме орех как нельзя лучше вписался в общую канву пола. Плюс это одна из немногих пород, которые подходят к использованию в местах с повышенной влажностью.
«При использовании новых материалов и вещей мы не стремились к стерильной идеальности. – вспоминает Ольга. – Когда привезли паркет, выяснилось, что одна его часть глянцевая, а другая – матовая. Головоломку, как быть – сдать в магазин или уложить сложным рисунком – решил пришедший без нашего ведома укладчик паркета. Не долго думая, он стал доставать по доске из коробки и укладывать их в разнобой, без предварительной раскладки. Когда мы это увидели, не знали, как реагировать. А теперь кажется, что это выглядит так по-испански! Да и дома без ошибок выглядят совершенно нежилыми».
Строго говоря, убранство квартиры нельзя отнести к какому-то конкретному стилю.
Например, множество не самых ценных, но очень дорогих семье предметов осталось от бабушки, и их Ольге обязательно хотелось вписать в интерьер (учитывая, что дизайнер и сама любит побродить по блошиным рынкам). Старинную бабушкину кресло-качалку из ротанга дополнила подушка «Московский цирк», выполненная тарусскими вышивальщицами. Здесь же стоит старый китайский шкаф, спасенный Ольгой от палящего солнца в доме знакомых, где к нему потеряли всякий интерес.
Старинную бабушкину люстру доверили валенсийскому реставратору бронзы, он очистил её от пыли, поменял проводку и добавил хрустальных деталей.
«В объединённом пространстве гостиной и кухни я решила воспроизвести небольшой кусочек горячо любимой Родины. – рассказывает Ольга. – Стены мы выкрасили в типичный для русских классических усадеб синий цвет. На них повесили живопись русских художников – преимущественно работы калужского художника Иосифа Павлишака, офорты Александра Шубина, а картина со сценой из оперы «Борис Годунов» была моей спонтанной покупкой во время поездки домой – изображённый в профиль Малюта Скуратов очень напомнил мне мужа».
В интерьере сохранились и совершенно исключительные семейные реликвии – обеденный стол стоит в квартире более 60 лет и когда-то на нем бабушка Ольгиного мужа родила его отца. К столу подобрали на барахолке комплект из 6 стульев в стиле королевы Изабеллы, похожие на те, что стояли здесь во времена первой молодости бабушки, отдав таким образом дань уважения когда-то происходившим здесь памятным событиям.
Кухню решено было сделать незаметной, вторичной по отношению к гостиной – по мнению Ольги, «кастрюли и сковородки не нуждаются в том, чтобы выставлять их на всеобщее обозрение». Кухню лаконично облицевали белой плиткой, установили максимально простые фасады и отказались от верхних шкафов. Рабочая зона получилась небольшая, зато есть самое необходимое. Кухню украшают жостовские подносы из коллекции дизайнера, старинные расписные доски и роскошный царский самовар, привезенный мужем Ольги из Брянска.
В спальне для взрослых много картин и японских гравюр в стиле «укиё-э» (3 года Ольга прожила в Японии), керамический декор в форме ласточек из валенсийского магазина Simple, тяжелое бронзовое зеркало, затонированное в серебро, вместо тумбы – антикварный китайский буфет из красного дерева, привезённый из Андалусии.
«Мне нравится идея, что в доме много вещей, которые появились там задолго до моего рождения. – говорит Ольга. – Стол стоит в гостиной больше полувека, а плитка лежит в квартире с её самого первого дня. И в моих силах продлить срок их службы и обеспечить им красивую старость. Ведь и предметы могут стареть красиво».