Купол-светильник, хрусталь и старинные печи: проект восстановления усадьбы Полибино

Усадьба принадлежала человеку, которому многим обязаны его современники, да и мы с вами тоже. Особенно если вы любите ходить по музеям. В Полибино родился и жил меценат Юрий Нечаев-Мальцов, при поддержке которого был построен Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. Сейчас его родовое имение стоит в запустении. Выбитые стекла, разрушенные стены, потолки с остатками лепнины – призраки былой роскоши. Всё это производит впечатление, мягко говоря, угнетающее. Но есть люди, которые не могут смотреть равнодушно на смерть усадьбы. Дизайнеры Юлия Кузьмина и Полина Цветкова придумали проект приспособления, представив заброшенный дворянский дом в роли арт-резиденции. Получилось ну очень необычно!

/

/

/

Усадьба принадлежала человеку, которому многим обязаны его современники, да и мы с вами тоже. Особенно если вы любите ходить по музеям. В Полибино родился и жил меценат Юрий Нечаев-Мальцов, при поддержке которого был построен Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. Сейчас его родовое имение стоит в запустении. Выбитые стекла, разрушенные стены, потолки с остатками лепнины – призраки былой роскоши. Всё это производит впечатление, мягко говоря, угнетающее. Но есть люди, которые не могут смотреть равнодушно на смерть усадьбы. Дизайнеры Юлия Кузьмина и Полина Цветкова придумали проект приспособления, представив заброшенный дворянский дом в роли арт-резиденции. Получилось ну очень необычно!

Юрий Нечаев-Мальцов был одним из самых богатых людей России начала ХХ века. Треть своего огромного состояния он потратил на помощь людям. Болевший за просвещение дворянин основал во Владимире лучшее в Европе техническое училище, поддерживал женское образование. Много средств ушло на содержание детей и стариков, оставшихся без семьи.

Усадьба досталась Юрию от отца Степана Нечаева. Поэт и писатель Степан Дмитриевич всю жизнь увлекался историей и даже археологическими раскопками. Да и как тут не увлечься раскопками, когда твое имение находится рядом с Куликовым полем.

Отец и сын Нечаевы коллекционировали всё, что могло представлять историческую ценность. В самой усадьбе при жизни дворян был музей Куликовской битвы, куда привозили трофеи с раскопок. Позже Юрий выкупил за немыслимые деньги и перевез в Полибино настоящий инженерный шедевр тех времен – Шуховскую башню, которую по сей день отлично видно за много километров от усадьбы. Башня играла роль водонапорной вышки и была смонтирована в усадьбе под руководством самого инженера Шухова.

Некогда у Юрия Степановича, заядлого поклонника искусств, собирался свет культурного сообщества. Здесь в большом саду после сытного обеда, включавшего по обыкновению графин изумительной ягодной наливки, прогуливались Репин, Айвазовский, Коровин. В гости к дворянину наведывался даже Лев Толстой.

В 1917 году, через несколько лет после смерти Нечаева-Мальцова, дом повторил судьбу всех остальных дворянских имений того времени – стал собственностью государства. Часть имущества была разграблена, часть отдана в партийные учреждения. Картины пропали. По воспоминаниям старожилов, из них крестьяне шили тапочки. Кольчуги из Куликовского музея стелили у входа в избу, вытирать ноги. Правда, некоторые очень ценные экспонаты всё же успели вывезти в Рязанский народный музей.

В советские годы в доме размещались правление колхоза, библиотека, клуб, общежитие на 73 семьи, и школа. Но всё это в прошлом. Сейчас усадьба заброшена и разве что остатки дубового паркета и резные двери напоминают о том, что когда-то здесь жил один из самых богатых людей в дореволюционной России.

В 2014 году местные власти дали добро на реставрацию усадьбы и благоустройство парка. Но пока работы ведутся очень медленно, если не сказать стоят на месте.

Дизайнеры Юлия Кузьмина и Полина Цветкова считают, что привлечь внимание к восстановлению здания можно, придав ему новую функцию, и представили усадьбу в своем проекте в новом качестве – как арт-резиденцию для художников. Ведь природа здесь по-прежнему очень хороша! Художники смогут работать в студии, показывать свои работы, а заодно и знакомиться с коллегами.

И вообще, погостить в усадьбе будет интересно не только художникам. Ведь отсюда рукой подать до самых лакомых туристических мест Липецкой и Тульской областей. Для гостей усадьбы будут обустроены гостиничные номера, ресторан и зоны отдыха.
Так как речь идет о памятнике архитектуры, его планировка останется без изменений. Весь комплекс будет состоять из трех частей: центрального здания и двух павильонов, которые соединены с ним крытой колоннадой.

Первый этаж полностью отведен под общественные зоны. Слева от центрального входа сделана зона рецепции. Справа – гардероб и санузлы. Помимо этого, на первом этаже хватит места для переговорной, сувенирного магазина, детской комнаты, хранилища для картин и лифта.

Огромное пространство дизайнеры отвели под выставки. На первом этаже предусмотрены зоны для инсталляций, на втором этаже – выставочный зал, имеющий анфиладную структуру. С ним соседствует киноконцертный зал.

В обоих флигелях расположили номера. Помимо этого в левом флигеле дизайнеры разместили бар и ресторан, а в правом – мастерские и библиотеку. К мастерским прилегает апарт-номер с собственной кухней.

В отделке бара и ресторана предложено использовать хрусталь с мальцевской резьбой, который авторы выбрали не просто так. Нечаев-Мальцов владел Гусевским хрустальным заводом, доставшимся ему от дяди, так что это своего рода дань уважения бывшему владельцу.

Первый этаж усадьбы. Текущее состояние.

На всем первом этаже усадьбы – сводчатые низкие потолки и минимум декоративных элементов. В этом он существенно отличается от парадного второго.

Дизайнеры, посоветовавшись, решили не добавлять новые декоративные элементы и даже оставить кое-какие следы текущего состояния дома – «подчеркнуть красоту увядания», как сказали сами авторы. И действительно подчеркнули, а если точнее – взяли в рамку. Этой чести удостоилась трещина в стене в зоне ресепшена.
Сухоцветы в вазе – способ обратить внимание на концепцию, которая заключается в консервации естественного увядания и создании атмосферы свободы творческой мысли.

Усадьба отапливалась печами, но большинство из них, увы, полностью разрушено. Об изначальной форме этих печей остается только гадать. И так как задача проекта – не отреставрировать, а предложить современный интерьер, дизайнеры решили спроектировать печь самой простой формы с отделкой плиткой ручной работы.

Зона ресепшена. Проект Юлии Кузьминой и Полины Цветковой.

Диваны производства российской столярной мастерской Dubihome.

Анфилада второго этажа центрального здания. Текущее состояние.

В одной из комнат в анфиладе второго этажа центрального здания частично сохранилась изразцовая печь. Её дизайнеры предлагают оставить без изменений. Тогда гости смогут оценить старинную кладку и отделку.

Рисунок на новых дверях повторяет рисунок родных резных дверей. Некоторые двери неплохо сохранились и их можно восстановить. Кстати, и узор на новом полу подсказан орнаментом частично сохранившегося старинного паркета.

Пол – микробетон, на который через трафарет смешанной с краской глезалью нанесен рисунок, повторяющий раскладку старинного паркета. Светильник в виде облаков может изготовить из огнеупорной бумаги DropPaper® бренд из России – Paper-design.

Центральный зал выставочного пространства. Текущее состояние.

В центральном зале выставочного пространства тоже сохранилась старая печь. Вокруг нее дизайнеры запланировали зону, в которой законсервировано текущее состояние усадьбы.

Слева от печи висит портрет Юрия Мальцова-Нечаева. Справа фотография усадьбы XX века.

Просторные залы анфилады второго этажа подойдут для временных и постоянных экспозиций. Здесь могли бы проходить выездные выставки музеев, в том числе и Пушкинского.

Потолок в центральном зале сохранился лишь частично. Дизайнеры предложили его не восстанавливать. Отсюда видны стеклянные перила, которые отгораживают третий этаж. На третьем этаже можно сделать помещения для постоянного персонала.

Потолок центрального зала выставочного пространства. Проект Юлии Кузьминой и Полины Цветковой.

Киноконцертный зал. Текущее состояние.

В одном из помещений стены обшиты гипсокартоном, в советские годы оно служило местным клубом. В нем дизайнеры предлагают сделать киноконцертный зал. Этот зал примыкает к выставке, в нем можно проводить концерты и лекции. Кстати, отсюда из огромных окон открывается вид на сад и легендарную Шуховскую башню.

Складные стулья в льняных чехлах, старинный рояль.

Это же помещение может использоваться как кинозал, если развернуть кресла в обратную сторону. Во время выставок здесь можно показывать тематические фильмы.

Сторона киноконцертного зала с кинопроектором. Проект Юлии Кузьминой и Полины Цветковой.

Ресторан. Текущее состояние.

Первый этаж левого флигеля усадьбы отвели под ресторан. Это круглое помещение с низкими сводчатыми потолками и тремя уютными окнами.

По периметру ресторана дизайнеры установили мягкие сидения с подушками в льняной обивке. Над столиками минималистичные, но довольно андеграундные светильники из керамики.

Ресторан. Проект Юлии Кузьминой и Полины Цветковой.

Березовые стулья мастерской Dubihome изготавливаются без использования железа и гвоздей. Спинки стульев крепятся на соединение «ласточкин хвост». Оно имеет максимальную прочность сцепления и превращает спинку с задними ножками в единый массив.

Бар. Текущее состояние.

Из ресторана гости смогут подняться на второй этаж, в бар с тремя огромными окнами. В центре бара – круглая барная стойка с большим куполом-светильником. Этот необыкновенный светильник своего рода отсылка к позолоченным куполам русских церквей. Изнутри он покрыт серебряной поталью, а сверху меловой краской. Сделать такой светильник предполагается из жидковспененного пенопласта. Между прочим, именно этот материал как самый пожаробезопасный и легкий используют для изготовления сводов хаммамов.

Бар. Проект Юлии Кузьминой и Полины Цветковой. Барные стулья – Dubihome.

Гостиная номера категории люкс. Текущее состояние.

В гостиной номера категории люкс находятся наиболее сохранившиеся во всем доме двери. В проекте дизайнеров эти двери стали дверцами платяного шкафа.

Наборный паркет авторы предлагают собрать из оставшихся в этих помещениях старинных плашек паркета и чернового пола. Так старинные материалы обретут вторую жизнь.

Печь не сохранилась, на её месте дизайнеры спроектировали современный биокамин, покрытый матовой черной краской.

Современный стул ручной работы из старинного дерева грузинского бренда Rooms. В нише над столом бра из керамики.

Над столом Донская икона Божией Матери. Была поднесена донскими казаками Дмитрию Донскому в канун Куликовской битвы. Оригинал находится в Третьяковской галерее.

Круглый холст на стене символизирует боевой щит. В качестве журнального столика – скамья из массива дуба, Денис Милованов (SOHA Concept).

Номер люкс. Спальня с ванной. Проект Юлии Кузьминой и Полины Цветковой.

А это помещение вполне в духе первой половины ХIX века, когда аристократия принимала ванну в своих спальнях.

Раньше в одной части этой комнаты действительно была установлена ванна, отгороженная от посторонних глаз перегородками. Сейчас эти перегородки разрушены, а комната приобрела непропорциональную форму.

Дизайнеры решили вернуть помещению его историческую роль. В проекте обновленной спальни они предложили установить на подложку из известняка с водоотталкивающей обработкой деревянную купель диаметром 1600 мм. Помещение разделили ширмой на две зоны – для сна и водных процедур.

Номер люкс. Проект Юлии Кузьминой и Полины Цветковой. Ширма – Денис Милованов (SOHA Concept). Светильник из негорючей бумаги в виде облака.

Круглый зал второго этажа правого флигеля. Текущее состояние.

На втором этаже правого флигеля находится небольшой круглый зал. Его пол сильно разрушен, из-за чего обнажился кирпичный свод первого этажа.

Эту особенность зала дизайнеры удачно обыграли в своем проекте. Они накрыли кирпичный купол стеклянным полом, чтобы посетители могли полюбоваться этой самой сводчатой кладкой – важным элементом архитектуры того времени.

Круглый зал может стать замечательным приватным баром для двух номеров люкс (мы не знаем ни одного незамечательного приватного бара, и всё же этот, мы уверены, будет особенным).

Круглый зал второго этажа правого флигеля, оборудованный в приватный бар. Проект Юлии Кузьминой и Полины Цветковой.

В качестве декора лобби авторы предлагают использовать хрусталь с мальцевской резьбой.

Да, пока это лишь фантазия, а авторы проекта только ищут единомышленников для его реализации. И всё же эта идея возбудила всю нашу редакцию. Усадьба Полибино принадлежала людям, чьи труды дошли и до наших дней (автор статьи, например, до сих пор с восхищением вспоминает саркофаги из Египетского зала Пушкинского музея). Имение Нечаевых забыто несправедливо и заслуживает второй жизни. Может быть, после этой статьи через пару-тройку лет и современные художники смогут жить и творить в месте, где творили Репин с Айвазовским.

Что вы об этом думаете?

Please enter your comment!
Please enter your name here