С каким предметом мебели у нас в первую очередь ассоциируется королевская персона? Конечно же, с роскошным троном. Король должен сидеть, утопая в мягкой красной бархатной обивке, и раздавать всем вокруг указания. Так было раньше, но и сейчас мировые правители так или иначе проводят большую часть своего времени сидя: на саммитах, встречах друг с другом, пресс-конференциях, в своих кабинетах, в конце концов. Компания Vitra наглядно продемонстрировала связь власти и дизайна на своей новой выставке «Seats of Power».
Знаменитая марка Vitra открыла в своём кампусе новую выставку под названием «Seats of Power». До 17 февраля 2019 года все желающие могут увидеть её в открытом фондохранилище Музея Дизайна Vitra, Vitra Schaudepot.
На выставке присутствует огромное количество интереснейших экспонатов, по которым можно проследить, как менялась взаимосвязь между стульями и религиозными или политическими правителями, и как сила духа демонстрируется с помощью разнообразных сидений.
Среди представленных экспонатов есть настоящие троны: например, знаменитый Chaise de Garde, созданный бельгийским придворным краснодеревщиком Жаном-Жозефом Шапуи в 1802 году. Заказан он был Наполеоном Бонапартом во время реконструкции его замка. Похожий экспонат, но более поздний — трон Папы Римского Иоанна Павла II, изготовленный во время его визита в Загреб в 1994 году.
Обычно мы не замечаем такие вещи, но мебель используется в том числе и для того, чтобы неосознанно расположить к себе аудиторию. Определённые типы обивки, форма и высота спинки, подлокотники могут запросто внушить нам ощущение открытости, гибкости и равноправия между нами и властью.
Так, в креслах, разработанных дизайнером Хеллой Йонгериус для нью-йоркской штаб-квартиры ООН сидели Ангела Меркель, Кристин Лагард и Иванка Трамп во время подиумной дискуссии на саммите Women20. Эти кресла были созданы, чтобы убедить людей в том, что сидящие в них персоны максимально честны, и сформировать у зрителей ощущение плюрализма. Другие экспонаты, такие как кресла-качалки, демонстрируют посетителям, что любому человеку необходимо хоть иногда немного побездельничать.
На выставке присутствуют объекты, которые стали классикой XX века: кресла Barcelona Людвига Миса ван дер Роэ, Lounge Чарлза и Рэй Имз и Egg Арне Якобсена. Некоторые из них активно использовались в кинематографе, например, в фильме «Шпион, который меня любил», где соперница Бонда сидит в кресле Elda итальянского дизайнера Джо Коломбо.
Все представленные экспонаты дополнены фотографиями интерьеров, в которых они используются. Глядя на них, можно проследить, как со временем меняется символика власти и как это отражается на дизайне.