«По проволоке строчки. К 120-летию Соломона Телингатера»

Непревзойденный выдумщик Соломон Телингатер на протяжении многих десятилетий отважно и самоотверженно придумывал, изобретал, конструировал уникальные книги. Это первый ретроспективный показ, на котором будут представлены все значимые работы художника, «фотомонтёра», конструктора книг, великолепного каллиграфа и шрифтовика.

/

/

/

Непревзойденный выдумщик Соломон Телингатер на протяжении многих десятилетий отважно и самоотверженно придумывал, изобретал, конструировал уникальные книги. Это первый ретроспективный показ, на котором будут представлены все значимые работы художника, «фотомонтёра», конструктора книг, великолепного каллиграфа и шрифтовика.

Панорама жизни, забот, творческого размаха, новаторских идей и феноменальных достижений новой страны, ее авангардного искусства, ее масштабных проектов по переустройству мира стали предметом работ Соломона Телингатера. В самых тяжелых испытаниях художнику удалось не предать заветы подлинного искусства и не отречься от идей, сформировавших его юность.

«Выставка впервые охватит весь спектр таланта Соломона Бенедиктовича. В фондах музея-заповедника «Горки Ленинские» есть яркие образцы работ мастера, и для нас было важно в год 120-летия художника показать их широкой аудитории.

Автопортрет, 1919. Бумага серая, уголь, мел, графитный карандаш. Архив семьи С.Б. Телингатера.

Полоса книги А.И. Безыменского «Комсомолия: страницы эпопеи». Москва; Ленинград: ГИЗ, 1928. Монтаж книги С.Б. Телингатера. Архив семьи С.Б. Телингатера.

Мы очень благодарны семье художника — его сыну Владимиру Телингатеру, внуку Андрею Телингатеру — за то, что они откликнулись, деятельно поддержали идею выставки, стали ее соавторами и предоставили уникальные материалы, которые прежде нигде не были представлены. Выставочный проект покажет яркие художественные приемы Телингатера — от классики до авангарда, от футуристических театральных эскизов до социальных рисунков, от дадаистских коллажей-фактур в ранних книжных макетах до ясности и выверенности в шрифтах и типографике образов мира двадцатых, тридцатых, сороковых, пятидесятых, шестидесятых годов ХХ века», — рассказала директор музея Алиса Бирюкова.

Обложка книги С.И. Кирсанова «Слово предоставляется Кирсанову». Москва: ГИЗ, 1930. Архив семьи С.Б. Телингатера.

«Помни!» Эскиз плаката, 1944. Бумага, тушь, кисть, перо, гуашь. Архив семьи С.Б. Телингатера.

Книги, плакаты, шрифты Телингатера стали универсальными носителями точных характеристик эпохи, в которой жил художник. Его заслуги были отмечены премией и золотой медалью Иоганна Гутенберга — высшей наградой мирового профессионального сообщества. В России Телингатер был первым среди советских художников, кто был удостоен этой награды.

Соломон Телингатер сохранил творческую индивидуальность, работая вместе с Эль Лисицким, Александром Родченко, Варварой Степановой, Владимиром Фаворским, Андреем Гончаровым, Александром Дейнекой, Кукрыниксами и другими замечательными мастерами отечественного искусства.

Кукрыниксы. Портрет С.Б. Телингатора. Дружеский шарж, 1930. Холст, масло. Архив семьи С.Б. Телингатера.

Обложка книги Г.И. Успенского «Нравы Растеряевой улицы». Москва: Гослитиздат, 1953. Архив семьи С.Б. Телингатера.

«Уникальность выставки еще и в том, что основные работы Соломона Телингатера будут представлены в Историко-мемориальном музее-заповеднике, насыщенном ленинской тематикой. В Красном и Белом залах музея, в окружении экспозиции об этапах большого революционного пути, книги и плакаты Телингатера воспринимаются, как и должно, не только подлинными документами эпохи, но и фрагментами самой живой жизни, самой историей большевистской России и СССР», — сказала куратор выставочного проекта — искусствовед, преподаватель РГХПУ им. С.Г. Строганова и приглашенный преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ Елена Рымшина.

Поэт. Велимир Хлебников, 1958. Бумага, тушь, перо Архив семьи С.Б. Телингатера.

Супер-обложка альбома работ «Искусство книги». Москва: Искусство, 1960 Архив семьи С.Б. Телингатера.

Всего в экспозиции будет представлено более 200 произведений мастера из собраний семьи С.Б. Телингатера, Российской государственной библиотеки и музея-заповедника «Горки Ленинские»: авторские эскизы обложек и титульные листы, полосные и разворотные иллюстрации, знаменитые журналы второй половины 1920-х «Даёшь» и «Современная архитектура» в макетах и обложках Телингатера подлинные военные рисунки и газеты военного времени с этими рисунками, уникальные плакаты, эскизы к шрифтовому проекту «Акцидентная Телингатера», а также два проекта для Международной книжной ярмарки в Лейпциге и др.

С.Б. Телингатер. Москва, 1932.

А. Архангельский, П. Крылов, М. Горький, М. Купреянов, Н. Соколов, С. Телингатер на выставке Кукрыниксов. Москва, 1932.

Музей-заповедник «Горки Ленинские» предоставил из своих фондов такие редкие произведения как: одну из самых значимых книг в отечественном дизайне «Комсомолия» (1928) и одну из первых книг о русском плакате, в которую включен плакат Соломона Телингатера, — монографию Вячеслава Полонского «Русский революционный плакат» (1925).

Партнерами проекта стали Центр Вознесенского и дизайн-студия «Самолет» Владимира Семенихина, которая выполнила высококачественные сканы семейного архива художника.

С.Б. Телингатер — красноармеец полковой батареи 161 полка 21 дивизии Киевского района Москвы. Вязьма, 1941.

С.Б. Телингатер рисует карикатурный портрет Гитлера, 1942.

Важной смысловой и экспозиционной частью проекта станут анимационные ролики, выполненные под руководством Татьяны Михалиной студентами московского Института бизнеса и дизайна. Кураторская группа выставки пошла на заслуживающий внимания эксперимент, включив в экспозиционную канву новое прочтение дизайнерского наследия молодежью.
Подобное включение в экспозицию работ молодых дизайнеров дает возможность вести выставочный проект и дальше, уже за рамками сроков его музейного экспонирования.

Продолжением ретроспективной выставки станет Конкурс студенческой анимации и моушен-дизайна по мотивам произведений мастера с участием ведущих художественных вузов Москвы: Института бизнеса и дизайна, Института графики и искусства книги им. В.А. Фаворского Московского Политеха, Национального института дизайна, Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова, Школы дизайна Национального исследовательского университета Высшей школы экономики.

С.Б. Телингатер рисует портрет бойца, 1942.

С.Б. Телингатер работает над линогравюрой. Пригород Москвы, 1958.

В жюри войдет рабочая группа проекта и известные дизайнеры и преподаватели. Изучая оригиналы работ Соломона Телингатера в экспозиции, участники конкурса смогут найти те проектные идеи, которые актуальны и на сегодняшний день, в графическом дизайне двадцатых годов XXI века.

Также в планах — продолжение выставочного проекта на площадке выставочного зала фонда Андрея Чеглакова на Пречистенке. Эта часть проекта будет посвящена последователям Телингатера, соратникам и ученикам.
Итогом двух выставочных проектов станет издание каталога работ Соломона Телингатера.

С.Б. Телингатер на персональной выставке в Таллинне, 1964.

На пресс-показе выступят:
Алиса Бирюкова, директор Государственного музея-заповедника «Горки Ленинские»
Елена Рымшина, куратор проекта, искусствовед, преподаватель РГХПУ им. С. Г. Строганова и приглашенный преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ
Андрей Телингатер, внук художника.

Выставка работает:
с 21 сентября по 3 декабря 2023 года
с 10:00 до 18:30, cреда — воскресенье

Адрес музея: Московская область, Ленинский городской округ, рабочий поселок Горки Ленинские, улица Центральная, д. 1.

Что вы об этом думаете?

Please enter your comment!
Please enter your name here