Книги об архитектуре — сложный жанр, который делится, в целом, на три категории. Это либо толстые альбомы с красивыми картинками и необязательными текстами, либо скучные теоретические тома с непонятными графиками «развития территорий», либо узко-тематические сборники в духе «Деревянные церкви Н-ской области», с нудными справками и мутными картинками. Архитектурные книги редко становятся хитами — уж очень нишевый продукт. И крайне редко появляются книги по архитектуре, где информация, эстетика и философия равнозначно важны и хороши. Книги, от которых не оторваться. Книга Андрея Карагодина «Новая Эллада»: Два века архитектурной утопии на Южном берегу Крыма» — именно такой редчайший случай.
В фолианте в триста с лишним страниц подробнейшим образом прослежена история развития архитектуры на Южном берегу Крыма — сравнительно небольшом, 200 км длиной, участке от Балаклавы до Феодосии, где разместились, однако, важнейшие памятники русской архитектуры, вроде Воронцовского дворца, Ливадии, «сталинских» санаториев, лагеря «Артек» и гостиницы «Ялта». А еще больше проектов так и не разместились, остались не реализованными грандиозными архитектурными фантазиями. Но оставили, тем не менее, глубокий след в культурной истории.
Название книги отсылает к прошлому полуострова, который когда-то был частью Античного мира, окраиной Римской империи, стал фрагментом империи Османской — но находился в стратегически важном месте для наследующей традициям Греции империи Византийской. Присоединение Крыма, Тавриды, к Российской империи при Екатерине II — момент, когда Россия включила в себя одновременно кусочек античной, восточной и христианской истории и впервые «подала заявку» на роль страны-цивилизации, объединяющей наследие Запада и Востока. И каждый следующий этап развития Южного берега Крыма, как остроумно и убедительно аргументирует Карагодин, становился очередной ступенью постижения и осмысления этой особой «присвоенной» античности.
Поделенная на четыре главы книга прослеживает четыре этапа этого культурно-архитектурного пути: Екатерининские планы по превращению Крыма в «Земной Рай» и эллинистический проект дворца в Ореанде, созданный Шинкелем; превращение Крыма в «русскую Ривьеру», с застройкой пошловатыми дачами, одной из которых стал даже императорский дворец, и попытками исправления ситуации путем создания правильно спланированных курортов — «городов-садов»; расцвет классической архитектурной мысли и практики в довоенное и послевоенное советское время, с множеством грандиозных проектов и построек от Леонидова до Жолтовского; и позднесоветский период, когда гостиницы и санатории в стиле «советского модернизма» продемонстрировали, несмотря на отсутствие колонн, парадоксальную верность античному духу в принципах работы с пропорциями и построением пространства.
Каждая глава состоит из авторского эссе, «каталога» наиболее интересных зданий и проектов, и головокружительно эффектного фотоэссе, специально отснятого для «Новой Эллады» одним из лучших фотографов страны Михаилом Розановым.
«Новая Эллада» — уникальная книга, в которой текст, изображения и информационная насыщенность одинаково ценны и неразрывно связаны. Розановские фотографии драматичны, щемяще-грустны, величественны и парадоксально материальны. Количество абсолютно уникальных, никогда ранее не опубликованных архитектурных архивных материалов — беспрецедентно. Карагодинский текст равно эрудирован, занимателен и поэтичен: эта книга, помимо всего прочего, написана с огромной любовью. Любовью к архитектуре, истории, ландшафту и даже свету необычного края, такого южного, такого русского и такого значимого — любовью к Крыму, краю солнечной, вечно ускользающей мечты. К берегу Утопии, ставшей реальностью.
Архитектурная книга, написанная с нежностью — это отдельное, уникальное достижение, скажу я вам.
Горячо рекомендовано к прочтению. Ищите во всех книжных магазинах Москвы.