Интервью: французский дизайнер Бруно Муанар о работе с требовательными заказчиками, Андре Путман и фильме про Ван Гога

Архитектор и дизайнер Бруно Муанар, глава бюро 4BI & Associés и мебельного бренда Bruno Moinard Editions, оформил сотни проектов по всему миру, включая 400 бутиков Cartier, штаб-квартиру Hermès и частный дом своего друга Карла Лагерфельда. Приехав в Москву на лекцию в шоуруме новых российских партнёров компании Fifth Avenue, он с удовольствием поговорил о своих работах и любимых клиентах.

/

/

/

Архитектор и дизайнер Бруно Муанар, глава бюро 4BI & Associés и мебельного бренда Bruno Moinard Editions, оформил сотни проектов по всему миру, включая 400 бутиков Cartier, штаб-квартиру Hermès и частный дом своего друга Карла Лагерфельда. Приехав в Москву на лекцию в шоуруме новых российских партнёров компании Fifth Avenue, он с удовольствием поговорил о своих работах и любимых клиентах.

Вы начинали работать с Андре Путман, чему вы у неё научились?

Я встретил её совершенно случайно, мы познакомились через одного из моих преподавателей. Мой отец занимался производством ковров и уже в 8–9 лет я знал, что хочу делать что-то подобное, но, может быть не такое прикладное. И вот после окончания L’Ecole nationale supérieure des arts appliqués et des métiers d’art (школа декоративно-прикладного искусства в Париже) меня представили Андре Путман. Я, конечно, знал её фирменный чёрно-белый стиль и очень волновался. Но она сказала, что ей нужен человек, который будет делать эскизы и я сразу согласился. Она сама не рисовала.

Лобби отеля Eden по дизайну Бруно Муанара.

Совсем?

Да, совсем. Она скорее была стилистом, журналистом, как вы, у неё было своё видение как всё должно выглядеть, а я воплощал его в жизнь. Мы провели вместе прекрасные 16 лет, работали с самыми требовательными клиентами, придумывали проекты в самых разных стилях.

Вы делали интерьеры для людей, которым действительно сложно угодить: для Карла Лагерфельда, для Франсуа Миттерана. Кто ваш идеальный клиент?

C одной стороны Cartier – для меня идеальный клиент. Я работаю с ними уже двадцать лет, и за это время сменилось пять глав компании, я всегда стараюсь прислушиваться к ним. Но нужно сказать, что двадцать лет назад было всего три человека, которые принимали решение по поводу каждого бутика, а сегодня это делают уже шестьдесят человек, потому что мода и структура изменились. Я со всеми стараюсь быть очень внимательным и вежливым. С другой стороны, есть ещё один клиент – Франсуа Пино, который увидел меня как раз у Cartier в 1997 году, он доверил мне несколько проектов, в частности, работу над его квартирой, а потом предложил мне поработать над дизайном Christie’s и Chateau Latour. Так в моем портфолио оказались два легендарных проекта. Он мне доверяет полностью, он лучший мой амбасcадор, если он кому-то говорит, что я работал с ним, я сразу же получаю заказ. Буквально вчера мы с ним виделись, и я представлял ему эскизы нового интерьера. Через десять минут он сказал: «Я согласен на всё». Так что идеальный клиент для меня – это требовательный клиент, который мне доверяет.

Интерьер дома на Капри по дизайну Бруно Муанара.

Что сложнее делать – большой интерьер или кресло?

Когда работаешь над интерьером, работаешь для определённого заказчика (будь то какой-то человек или бренд), учитываешь его вкусы, образ жизни, манеры. А кресло делается для «призрака», то есть какого-то абстрактного человека без свойств. Так что мне кажется интерьеры у меня получается более личными, а кресла более универсальными.

Банкетка и кресло Apora по дизайну Бруно Муанара.

Кем вы считаете себя декоратором, дизайнером или художником?

В первую очередь, я страстный, наблюдательный человек. Вчера в самолете я смотрел фильм Джулиана Шнабеля о Ван Гоге, и мне запомнилась одна фраза главного героя: «Я никогда не перестану рисовать, а больше мне ничего и не нужно». Это прозвучало так честно, искренне. Я тоже всегда ношу с собой свои карандаши, часто делаю быстрые зарисовки, над которыми в итоге работает вся моя команда. Они, на удивление, продолжают поддерживать все задумки и идеи девятилетнего мальчишки (в глубине души я все ещё ребёнок). Вы знаете, когда я ушел от Андре Путман и стал пытаться устроиться на работу, у меня даже не было резюме. И это при том, что я делал совершенно легендарные вещи, работал с Сен-Лораном, Энди Уорхолом.

Бруно Муанар и его фломастеры, с которыми он не расстается никогда.

Когда описывают ваш фирменный стиль, часто используют прилагательное «вневременной». Что это значит лично для вас?

Во-первых, нужно исходить из материалов, которые бывают простыми и сложными, всегда нужен баланс. Не все детали должны быть видны сразу, например, пластиковая или прозрачная мебель уже не будет такой актуальной через несколько лет, а моя мебель сделана именно для того, чтобы «жить», чтобы на ней появлялись следы времени, но при этом она будет стареть очень красиво. Я не могу сказать, что моя мебель вечна, но я стараюсь делать такие вещи, которые будут существовать и использоваться долгие годы.

С чего для вас начинается интерьер: с эскиза или какого-то впечатления?

И с того, и с другого, мы смотрим на то, что хочет клиент. Иногда они не могут сформулировать свои предпочтения, иногда у них есть конкретное видение того, как всё должно выглядеть в итоге. Естественно, мы смотрим на место: современное оно или старое, может быть его в принципе ещё нет и его нужно построить. Мы смотрим на обстановку в целом, на материалы, а затем я начинаю делать первые зарисовки. Я не работаю в 3D, мне больше нравится рисовать руками, потому что этот процесс более спонтанный и так я лучше выражаю свое видение того, как всё должно выглядеть в целом. Когда клиент видит мои рисунки, он понимает, что ему хотелось бы изменить. То, что я делаю, напоминает работу сценографа: я рассказываю историю о том, что мы видим, когда заходим внутрь помещения, что мы увидим, если повернёмся. Я ещё и дирижер по совместительству, потому что мне нужно скоординировать и направить в нужное русло работу других мастеров. Иногда мне приходится даже быть артистом, потому что мне нужно рассказать, представить эту историю клиенту так, чтобы ему это понравилось.

Люкс отель Condos Tokyo Aoyama по дизайну Бруно Муанара.

Ваш стиль очень французский, но я знаю, что вы очень любите японскую культуру и японское ощущение жизни. Чем именно вас привлекает эта культура?

Простота. Нет, вы не подумайте, я знаю, что японская культура очень сложна, я говорю скорее о простоте интерьеров, атмосферы: вся мебель из дерева, минимум украшений, много отсылок к природе, всё очень просто. Именно поэтому мне очень нравится проект Chateau Latour, потому что там тоже бетон-бетон-бетон, и свет достаточно мягкий, похожий на свечи, и когда мы заходим, чувствуется запах дубовых бочек, вина. На следующей неделе я уезжаю в Японию, где я буду путешествовать на традиционной японской лодке, чтобы вдохновиться культурой и потом сделать проект в Гинзе.

Стиль какого дизайнера или декоратора вам нравится? 

Так вышло, что мы друзья с Кристианом Лиэгром и Ромео Соцци и мне нравится то, что они делают, хотя стиль у нас очень разный.

Библиотека частного особняка в Лондоне по дизайну Бруно Муанара.

Мы знаем, что у вас были частные проекты в России. Каково это – работать с русскими?

Никаких проблем, я работал с людьми, которые уже видели мои предыдущие проекты, и они хотели сделать один дом в России, нашли для этого архитектора, а мне доверили непосредственно дизайн интерьера. Конечно, есть какие-то трудности, но есть и возможности.

Последняя выставка, которая произвела на ваc впечатление? 

Слово «впечатлила» здесь будет не совсем верным, но в Нью-Йорке я побывал в музее Уитни на выставке Энди Уорхола, потому что этот художник – один из тех людей, которых нужно открывать для себя снова и снова. А ещё мне очень нравятся исторические места, у них особая атмосфера, каждый раз когда приезжаю в Москву, я иду в Кремль, как бы вам это ни было странно слышать.

Бассейн частного дома в Бельгии по дизайну Бруно Муанара.

Гостиная дома в Лондоне по дизайну Бруно Муанара.

Диван Shiga по дизайну Бруно Муанара.

Бруно Муанар в бутике Fifth Avenue в Москве, где провёл мастер-класс для столичных дизайнеров.

Что вы об этом думаете?

Please enter your comment!
Please enter your name here