Квартира площадью 75 м² находится в «сталинке», построенной в 1945 году по индивидуальному проекту для руководства ЗИЛа. Алиса прицельно искала жилье именно в районе Таганки и хотела приобрести что-нибудь в «старом фонде». «В этой квартире понравилось всё — и сам дом, и район, и планировка. Квартира сразу раскрылась изнутри: часть её окон выходит во двор рядом с Новоспасским монастырем, а часть — на Крутицкое подворье. Великолепные видовые перспективы», — вспоминает Алиса.
Техническое состояние квартиры она описывает как «плачевное». «Не подлежал восстановлению ни паркет, который мы хотели спасти, ни лепные карнизы — они вообще держались на честном слове. В одной из комнат, как мы выяснили, была изначально настенная роспись по трафарету, но и её спасти не удалось, её погубили многочисленные слои обоев. Но многие межкомнатные перегородки мы смогли сохранить, укрепив их сварными стальными профилями».
Планировочные решения были направлены на то, чтобы увеличить полезные площади за счет бесполезных коридоров и прихожих. Так, в спальне появилась вместительная гардеробная, кухня и ванная стали больше. В результате в квартире разместились гостиная, иногда выполняющая и роль столовой — к приходу гостей сюда приносят стол, обычно стоящий на кухне, — кухня с большой рабочей поверхностью, кабинет (он играет и роль гостевой комнаты), спальня и ванная.
Стилистически было принято решение воссоздать в интерьере атмосферу «московской квартиры», с учетом архитектуры самого дома это казалось единственно правильным решением. Для этого использованы винтажные светильники и мебель, а также стилистически близкие им современные предметы. Винтажные вещи искали везде, даже на «Авито». В интерьере есть светильники 1960-х годов из метро, отреставрированные элементы изначального декора квартиры (дверные ручки и накладные потолочные светильники, например — они теперь превратились в бра в прихожей), семейные вещи, вроде кресла-качалки 1970-х годов: оно принадлежало бабушке хозяйки.
Чрезвычайно интересно цветовое решение проекта. «При проектировании интерьера очень важно продумывать соотношение комнат между собой. Что и как мы видим, стоя в определенной точке квартиры, как раскрываются помещения относительно друг друга. Если на объекте использована многослойная цветовая карта для стен, она должны быть гармонична. В этом проекте не хотелось стерильности, цвета были выбраны насыщенные, и мы тщательно следили за тем, чтобы они продолжали и поддерживали друг друга», — рассказывает автор.
Отдельного упоминания заслуживают напольные покрытие в «мокрых» зонах — прихожей, кухне и санузлов. Алиса точно знала, какие ей нужны цвета, и точно знала, какой рисунок. Но готовой плитки с нужным рисунком в искомой цветовой гамме не было. В результате плитку сделали на заказ, в конкретных цветах и размерах для каждого помещения. «Это заняло полтора месяца, но оно точно того стоило!» — утверждает Алиса.
По её словам, работать над этим проектом было легче, чем над интерьерами заказчиков, и одновременно сложнее. «Проектируя для себя, можно не возиться с презентациями, ведь вся картина выстраивается у тебя в голове, и детали проявляются по ходу работы. Это интереснее — творческий процесс ничем не ограничен, наслаждаешься каждым моментом. Но я, правда, делала мудборды, проводила исследования, смотрела старые фотографии. Это с одной стороны. С другой — работа со старым фондом всегда полна сюрпризов и стройка зачастую оказывается и дороже, и сложнее, чем планировалось. В какой-то момент объем работ просто пугал. Но в конце концов с помощью отличных строителей мы со всем справились. Весь процесс занял чуть больше года. И какое же это удовольствие — работать со старым домом. Невозможно передать словами это ощущение. Когда заходишь в помещение любого «старинного» дома, ты чувствуешь его мудрость, ценишь его возраст и знания, ведь он прожил много разных времён и видел разные жизни и истории. Для меня важно было создать пространство с историей», — говорит Алиса.
И ей это в полной мере удалось — она создала одну из самых атмосферных квартир, которую я видела за последнее время.