Старые коммунальные квартиры в дореволюционных домах не вызывают оптимизма относительно своего состояния. Лепнина падает с потолка кусками, каминные топки забиты старыми вещами, оконные рамы либо выглядят так, что вот-вот отделятся и начнут сольную карьеру, либо самым пошлым образом заменены на стеклопакеты.
Словом, сердце архитектора (да что там архитектора – даже простого интерьерного редактора) болит при виде таких фотографий. И радостно замирает, если вдруг обнаруживается квартира в старом доме с добротным толковым ремонтом. Этот проект – образец как раз такого уважительного отношения к старому фонду.
Квартира принадлежит дизайнеру Анне Осиповой, что исчерпывающе объясняет самобытность и незаурядность интерьера. История приобретения квартиры тоже уникальна.
В этом доме на Воскресенской набережной прошла юность дизайнера и время учёбы в Художественно-промышленной академии имени Штиглица (Мухинском училище). Жилой дом Министерства императорского двора (с прачечно-хозяйственным флигелем) по проекту архитектора Трамбицкого Алексея Григорьевича был построен в период 1899–1902 гг. для руководства Путиловского завода. Спустя много лет после окончания училища Анна устроила настоящую охоту за недвижимостью в этом районе, и предложение купить квартиру в доме её юности стало удивительным и приятным совпадением.
Дом интересен в первую очередь планировкой. В нём два стандарта метража квартир – роскошные 500 м² для руководства завода и попроще, 130 м², для инженеров. При этом оба варианта самодостаточные, с двумя входами – чёрным и парадным.
Эта квартира – так называемая «инженерная». Квартира была в аварийном состоянии после прежних жильцов: бывшие владельцы допустили серьёзные разрушения за 35 лет небережной эксплуатации. Старая коммуналка пришла в полный упадок. Чтобы вернуть квартире надлежащий облик, под руководством нового владельца были проведены масштабные инженерные работы, дезинфекция, укрепление перекрытий, гидроизоляция. Работы по реконструкции и отделке продолжались 2 года. На некогда плачевное состояние квартиры не осталось даже самого призрачного намёка.
Из-за небольшой площади квартиры каждый сантиметр строго выверен и отведён под определённую функцию. Планировка обновлённой квартиры включает холл, гостиную с камином, спальню с ванной комнатой, гостевую комнату, кухню-столовую, гардероб, гостевой санузел и бытовую комнату с выходом на чёрную лестницу.
В основе декоративного решения – глубокие цвета, которые редко используют в домашнем интерьере: синий, бордовый, кирпичный, пыльный голубой. Выбор ярких доминирующих цветов связан, прежде всего с тем, что Анна – человек энергичный, трудоголик и педант, поэтому предпочитает темпераментные оттенки.
Декор подбирался параллельно ремонту. Антикварные предметы приобретались в путешествиях, в процессе работы над объектами заказчиков, развитием новых увлеченией.
Так на кухне появились старинный буфет из бельгийского Антверпена и точная копия советского радио 1937 года. Хозяйка хорошо готовит, поэтому профессиональная плита Restart с латунными элементами стала вторым приобретением после самой квартиры.
В гостиной важное место занимает отреставрированный рояль Schröder 1870-го года.
Вся встроенная корпусная мебель – библиотека, двери, гардеробная – изготовлена по эскизам дизайнера. Витражи в книжных стеллажах и над входом в спальню также выполнены по рисункам Анны.
Гипсовая потолочная розетка в гостиной выполнена по эскизам идентичной из репетиционного зала Театра комедии им. Акимова, который расположен на 3 этаже Дома торгового товарищества «Братья Елисеевы».
«Я уделяю много внимания авторским ремесленным решениям привычных элементов. Например, вентиляционные решётки и диффузоры в квартире сделаны из натурального камня по моим эскизам».
Для многих эстетика этого проекта ассоциируется с современным петербургским стилем. Профессионализм дизайнера и вера в успех спасли разрушенную временем квартиру, и вернули ей тот свет и уют, которые и были задуманы при строительстве.