Фантастические твари и фасады, которые они украшают: казино «Астория» в Капчагае

Настоящий архитектор не только сведущ в вопросах дизайна и архитектуры, но и способен отговорить своего клиента от совершения роковых ошибок. Например, архитекторы студии Circus Delight преобразили фасад казино «Астория» и предотвратили появление на крыше заведения внушительной квадриги: вместо этого у входа казино установили золотых львов-химер.

Если Лас-Вегас – «город грехов», то казахстанский Капчагай – город археологических памятников, рыбалки и грехов. Но нас интересуют, в первую очередь, конечно, грехи. То есть одно конкретное казино с золотыми львами на фасаде. Это казино «Астория», давние клиенты студии Circus Delight. Его здание с отделкой из натурального камня и мрамора было куплено нынешними владельцами несколько лет назад. Интерьер в стиле ар-деко спроектировали архитекторы Пётр Горяшко, Ольга Погорелова, Валерия Рудина и Александра Солдатова.

За прошедшие годы фасад заведения устарел и представители казино обратились к своим уже хорошо знакомым архитекторам с просьбой его обновить. Но так как глубоко вмешиваться в архитектуру здания было нежелательно, архитекторы сосредоточились на декоративных работах, которые включали, в частности, лепной декор.

Перед казино установили вазоны, крышу здания украсил герб казино – картуш с буквой «а», фасад обновили и оформили барельефными и отдельно стоящими львами. Собственно, именно львы стали главной гордостью и украшением заведения. История изготовления скульптур очень интересна и заслуживает отдельного внимания.

Фасад казино «Астория» в Капчагае. Архитекторы – Пётр Горяшко, Ольга Погорелова, Валерия Рудина и Александра Солдатова, студия Circus Delight.

Дело в том, что во время составления плана реконструкции фасада архитекторы ориентировались на местную публику, а местной публике, как известно, нравится анималистика. Взять, к примеру, Астану и Алма-Ату – и в декоре зданий, и в скульптурных композициях этих городов много животных. Естественно, в первую очередь здесь любят лошадей, и заказчики даже хотели было поставить на крышу казино квадригу с возницей, как на Бранденбургских воротах. Но тогда казино неожиданно стало напоминать Большой театр, по поводу расположения коней возникли разногласия, вдобавок изображать возницу в мусульманской стране было бы неэтично. Таким образом, от колесницы с лошадьми пришлось отказаться.

«Конечно, в таких случаях все стараются ориентироваться на иностранные проекты, – рассказывает Пётр Горяшко. – Например, у культового казино MGM Grand в Лас-Вегасе установлена многометровая скульптура льва, а у казино Bellagio есть даже живые тигры. Дикие кошки у посетителей казино плотно ассоциируются с игорными заведениями. Кроме того, нам хотелось подбодрить игроков, чтобы они заходили в заведение воодушевлёнными, поэтому какие-то символы мужества там казались уместны».

Так архитекторы и заказчики пришли к соглашению, что лучше всего на фасаде будут смотреться львы. По традициям классической скульптуры львов решили делать с крыльями – улицы Санкт-Петербурга, например, украшают именно крылатые кошки.
На 3D-модели казино фигуры львов расставили по фасаду, и обрадованный удачным решением заказчик быстро согласовал установку скульптур. Затем архитекторы оказались перед выбором: сразу отправить 3D-модели на производство или слепить для начала пробные уменьшенные копии из пластилина, чтобы проработать детали.

Предыдущий опыт изготовления скульптур для другого казино показал, что пластилиновые модели не просто нужны, но и необходимы. В 3D-версиях скульптур заказчики не всегда улавливали тонкости вроде мимики животных, и морды хищников выходили то слишком злобными, а то и вовсе добрыми, как у разомлевших на солнце домашних котов.

Из глины требовалось слепить 1 модель сидящего льва, 1 модель крыльев для сидящего льва и 1 барельеф лежащего льва. К сожалению, опыт предыдущей работы показал, что уровень мастерства многих скульпторов из Казахстана оставлял желать лучшего. Тогда лепку пластилиновых моделей доверили опытному и умелому скульптору из Москвы Полине Гнездиловой.

Лепка заняла 2 месяца. Во время работы скульптор вдохновлялась французским барокко. Получившиеся фигуры – авторская интерпретация химер Банковского моста в Санкт-Петербурге (да-да, именно химер – таковыми их делают шипы-наросты, расположенные вдоль спин, и другие анатомические особенности). У крылатого существа авторства Полины, как и полагается, нет гривы, ведь химера чаще всего женского пола. Зато у него нужный классически свирепый оскал.

Глиняная модель химеры. Скульптор – Полина Гнездилова по заказу студии Circus Delight.
Голова химеры. Скульптор – Полина Гнездилова по заказу студии Circus Delight.
Глиняная модель барельефного льва. Скульптор – Полина Гнездилова по заказу студии Circus Delight.

Когда львы были готовы, в мастерскую скульптора приехали представители казино. Львов самым внимательным образом осмотрели, потрогали клыки и наконец утвердили. После этого модели перевели в гипс, чтобы получить гладкие и аккуратные скульптуры, и отсканировали на 3D-сканере.

Гипсовая модель химеры. Скульптор – Полина Гнездилова по заказу студии Circus Delight. Сканирование – Top 3D shop.
Гипсовая модель барельефного льва. Скульптор – Полина Гнездилова по заказу студии Circus Delight.
Гипсовая модель крыльев для сидящей химеры. Скульптор – Полина Гнездилова по заказу студии Circus Delight.

Затем доработали их в программе и переслали для изготовления увеличенных оригиналов на производство, которое находится в Казахстане.

3D-модель химеры. Скульптор – Полина Гнездилова по заказу студии Circus Delight.
3D-модель льва. Скульптор – Полина Гнездилова по заказу студии Circus Delight.

Второй этап изготовления скульптур носил уже более технический, чем творческий характер. На производстве каждую скульптуру разделили на блоки. На ЧПУ-станке эти самые блоки вырезали из пенопласта, состыковали вместе и склеили. Чтобы предупредить повреждения, львов покрыли полимером, который даёт жёсткую плёнку. Ну и для «правильного» блеска скульптуры покрыли поталью.

Модель химеры из пенопласта. Скульптор – Полина Гнездилова по заказу студии Circus Delight. Изготовление скульптур – Михаил Катюхин.
Модель химеры из пенопласта. Скульптор – Полина Гнездилова по заказу студии Circus Delight. Изготовление скульптур – Михаил Катюхин.
Готовая скульптура химеры. Скульптор – Полина Гнездилова по заказу студии Circus Delight. Изготовление скульптур – Михаил Катюхин.
Готовая скульптура льва. Скульптор – Полина Гнездилова по заказу студии Circus Delight.  Изготовление скульптур – Михаил Катюхин.

Теперь крылатые львы украшают обновлённый фасад игорного заведения, встречая посетителей с подобающим случаю суровым выражением морды.

Фасад казино «Астория» в Капчагае. Архитекторы – Пётр Горяшко, Ольга Погорелова, Валерия Рудина и Александра Солдатова, студия Circus Delight.
Фасад казино «Астория» в Капчагае. Архитекторы – Пётр Горяшко, Ольга Погорелова, Валерия Рудина и Александра Солдатова, студия Circus Delight.