Однажды ливанец Карим Абиллама сходил на выставку современного искусства — и в результате полностью изменил интерьеры своего дома XVIII века в окрестностях Бейрута.
Однажды ливанец Карим Абиллама сходил на выставку современного искусства — и в результате полностью изменил интерьеры своего дома XVIII века в окрестностях Бейрута.
Текст: Ian Phillips Фотограф: Stephan Julliard
Карим Абиллама — потомок древней ливанской семьи, его предки приехали в страну в IX веке, участвовали в Крестовых походах (на стороне оборонявшихся) и даже служили в XVII веке управляющими лежащей к востоку от Бейрута областью Метн. Неудивительно, что Карим ценит старину — связь с прошлым очень важна для него. Именно поэтому в качестве жилья для своей семьи (жены-модницы и троих детей) он выбрал традиционный ливанский дом XVIII века. Прекрасный вид на Средиземное море, открывающийся из окон и с террасы, тоже сыграл свою роль. «Море важно для любого жителя Средиземноморья, — говорит Карим. — А для меня важна возможность видеть горизонт».
Дом, в котором Карим решил поселиться, находится в нескольких километрах от центра Бейрута и был в ужасном состоянии: помимо течения времени урон постройке нанесли ещё и артобстрелы времён гражданской войны, которая терзала страну с 1975 по 1990 год. На одной из внешних колонн до сих пор сохранилась выбоина от попавшего в неё снаряда. Но и помимо этого у здания были проблемы: прогнили полы, фасады были покрыты уродливой поздней штукатуркой, а потолки разрисованы граффити.
Реставрацию старого здания и возведение пристройки к нему Карим поручил своему брату Раёду Абилламе — на его счету такие проекты, как Бейрутский центр искусств и сеть магазинов модного бренда Joseph.
Раёд бережно отнёсся к исторической архитектуре, используя в реставрации локальные материалы (например, известняк «спума», добываемый на севере Ливана) и техники отделки (в частности, терраццо). «Найти мастеров, которые умеют делать терраццо, оказалось непросто, — рассказывает Раёд. — Мы нашли в конце концов старичка лет восьмидесяти, который приходил на стройку на рассвете и уходил в десять утра!» Для того чтобы подчеркнуть своё уважение к старине и нежелание с ней соревноваться, архитектор даже оставил проём в 15 см между стеной основного дома и своей лаконичной современной пристройкой к нему.
Что же до интерьеров, то они у Карима изначально были классические: с фресками, картинами XVIII века и антикварной мебелью. Но всё изменилось, когда в 2010 году он посетил выставку американского художника Эда Руша в Moderna Museet в Стокгольме. У Карима случилось полное эстетическое перерождение — он стал страстным фанатом современного искусства и принялся его рьяно коллекционировать. Сегодня у него в коллекции имеются работы Джона Бальдессари, Ричарда Принса, Альберто Бурри и Георга Базелица. Самые любимые вещи в коллекции — скульптуры: огромная обезьяна Франсуа-Ксавье Лаланна, она стоит на террасе, и безголовый человек со скрещенными руками. Эту вещь Томаса Хаусиго Карим увидел в галерее Xavier Hufkens в Брюсселе: «Он стоял у входа с таким видом, как будто специально меня ждал». Теперь выразительный безголовый парень стоит у бассейна.
Из других ярких скульптурных вещей стоит отметить крошечную работу Энтони Гормли — человечка, который упирается руками в стену на каминной полке в гостиной, и гигантский гриб авторства Карстена Хёллера, который встречает гостей в прихожей.
Приспосабливая свой дом для экспонирования искусства, Карим убрал из него всё излишне декоративное. «Я выкинул всё цветное, всё, что «спорит» с искусством», — объясняет он. Дизайнерская мебель (кресла Джо Понти, столики Алвара Аалто, стол Массимилиано Локателли и светильники Олафура Элиассона, например) с искусством не спорит, она его удачно дополняет.
«Да, интерьер получился, можно сказать, минималистичным. Но такой уж у меня вкус, — говорит Карим. — Для меня самое главное в искусстве — то, что оно даёт возможность мечтать. Оно отправляет меня куда-то далеко, за горизонт!»
И его можно понять: горизонты нашего воображения и правда куда шире, чем даже самый прекрасный морской вид.
«Каким бы ни было основное пространство, изделия из новой коллекции THG безукоризненно сочетают в себе модернистскую эстетику и элегантность с уникальным воплощением, им под силу принести смелость, и даже дерзость, в любой стиль интерьера».