Архитекторы: Николай Лызлов, Мария Пилипенко
Фото: Алексей Народицкий
Лучшие клиенты для архитектора и дизайнера те, кто искренне интересуется искусством создания интерьеров. Поэтому архитектор Николай Лызлов и декоратор Мария Пилипенко до сих пор с удовольствием вспоминают работу над квартирой в доме 1931 года постройки в Басманном тупике. Хозяева квартиры настолько прониклись историей дома, что захотели сделать её ему под стать: функциональной, простой и минималистичной.
Сам дом был кооперативным и построен «на века». Раньше квартиры занимали только нижние этажи, а верхние были отданы под общежитие. Расположение около железной дороги могло бы напугать кого-то шумным соседством, но клиенты Марии и Николая видели в этом только плюсы — это уберегало их от плотной застройки. «Это самый высокий конструктивистский дом: в нём восемь этажей. Его конструктивизм передаёт и смелый привет классицизму: дом симметричный, с башней по центру. Он стоит на ветру между парком и железной дорогой и, подобно пароходу, приближается к большому городу. Вокруг него так и веет духом романтики, странствий и открытий», — говорит Николай Лызлов, вдохновлённый историей дома.
Когда-то квартира была частью общежития коридорного типа, потом коммуналкой из четырёх комнат. Хозяева захотели по возможности сохранить планировку и некоторые оригинальные элементы, а вместе с ними и характерную для этой квартиры атмосферу.
В качестве основного стиля был выбран советский авангард: из четырёх комнат сделали три, пол заменили на новый с сохранением укладки досок в одном направлении. Интересно, что, когда рабочие добрались до оригинальных деревянных перекрытий, оказалось, что они всё ещё находятся в идеальном состоянии.
Клиенты Марии и Николая наотрез отказались от современных пластиковых окон и настояли на реставрации оригинальных — её поручили Александру Серебрякову. Ещё удалось сохранить входную дверь, а то, что не подлежало восстановлению, воспроизводилось по примерам, найденным в соседних квартирах.
В процессе работы Марии и Николаю пришлось столкнуться и с некоторыми сложностями. Так, например, из-за того, что восемь окон в квартире смотрели аж в три стороны, дизайнеры никак не могли придумать место для шкафов. В конце концов остановили свой выбор на гардеробной-кладовой, которая отрезала часть комнаты. В этой кладовке удалось сохранить старинную часть стены, у которой побелена верхняя часть, а низ окрашен клеевой краской. Сохранили её, чтобы помнить историю дома и то, как раньше жили тут люди. Кстати, по такому же принципу был окрашен коридор в квартире.
Потом дизайнеров подстерегала ещё одна неожиданность: оказалось, что практически невозможно найти в России предметы мебели 1920–1960-х годов. Поэтому на поиски мебели команда отправилась на блошиные рынки и обратилась в специализированные иностранные магазины с модернистской мебелью, преимущественно немецкие. Некоторые предметы, такие как, например, дверной звонок, работающий с постройки дома, или люстра, висящая сейчас в столовой, удалось выторговать у соседей. Мебель для кухни делали на заказ в мастерской Натальи Якимовой по мотивам «франкфуртской кухни» Маргарете Шютте-Лихоцки. Кровать заменили на подиум с ящиками для хранения, который изготовила мастерская Натальи Якимовой (она же занималась производством шкафов для гостиной). Недостающие предметы, которые подходили бы по стилю к основным, уже искали в магазинах IKEA и Archpole.
От картин и фотографий на стенах хозяева категорически отказались, сделав исключение только для работ Александра Зайцева, на которые они случайно наткнулись в Facebook.
В конце концов, у Николая Лызлова и Марии Пилипенко получилась светлая и стильная квартира, с захватывающими видами на Сад имени Баумана, собравшая в себе всё лучшее, что было в советских интерьерах.
отлично!