Звездный путь: светильник Hawking по дизайну Игоря Куркина

Дизайнер Игорь Куркин совместно со студией ARTVIVO создал ограниченную серию светильников Hawking — эффектную функционально-скульптурную композицию на тему черных дыр.

/

/

/

Дизайнер Игорь Куркин совместно со студией ARTVIVO создал ограниченную серию светильников Hawking — эффектную функционально-скульптурную композицию на тему черных дыр.

Дизайнер Игорь Куркин. Фотограф Ник Руденко.

<span class=»dropcap dropcap2″>Д</span>изайнер Игорь Куркин с раннего детства интересовался звёздами. «Хорошо помню: я подросток, мне 14 лет. Лето. Алтай. Ночь. Я во дворе дома моих дедушки и бабушки сижу на крыльце и смотрю на звёзды, которые мерцают и переливаются всеми цветами. В городе такого не увидеть: мешают фонари. Я ищу Большую медведицу и у самой ручки Ковша нахожу звезду — это страж медведицы Арктур, самая яркая звезда в созвездии Волопаса. Уже позже я узнаю, что Арктур — оранжевый гигант, и время его на исходе. Меня всегда поражало чудо существования Вселенной и происходящих в ней процессов. И меня безгранично восхищала личность Стивена Хокинга, человека, который среди прочего исследовал чёрные дыры — результат коллапса сверхмассивных звёзд, образования такой массы, что их гравитация не позволяет ничему, даже свету, покинуть пределы чёрной дыры», — рассказывает Игорь.

Звучит отлично, скажете вы, но причём тут дизайн? А вот при том. В какой-то момент космист Игорь встретил на одном из своих объектов однокурсницу Екатерину Аксёнову-Чаленко. Она с Олегом Аксёновым оказалась соосновательницей студии ARTVIVO, которая делала для объекта металлические изделия по эскизам Игоря. Она предложила ему сделать серию авторских предметов, и ему немедленно пришла в голову идея скульптурного светильника — функционального арт-объекта.

Эскизы родились у Игоря мгновенно: «Это были огромные эгоистичные звёзды, точнее чёрные дыры, излучающие свет внутрь самих себя».

Эскиз светильника Hawking, дизайнер Игорь Куркин.

Эскиз группы светильников Hawking, дизайнер Игорь Куркин.

Начался долгий процесс изготовления — сейчас я тут честно перепишу умные слова, которые прислала мне по этому поводу Екатерина. «Основные этапы работы над предметом. Создание протяжки, на которую в последующем наносится воск, — на это уходит 2-3 дня. Нанесение горячего воска — создание восковой модели путём переворачивания протяжки по кругу и распределения воска; это ещё 2-3 дня. Монтаж восковой модели к летникам и выпорам, помещение в опоку с последующей заливкой формовочной массы из гипсошамота — ещё 2-3 дня. Помещение опоки с восковкой в прокалочно-муфельную печь на 24-48 часов. Плавное остужение опоки — на это уходят сутки. Помещение опоки в литьевую вакуумную машину, подача металла — ещё сутки. Плавное остужение опоки, разбивание гипсошамота под давлением сильной струи воды. Отрезка летников. Проработка металла, сложная обработка внутри, восстановление наружных элементов. Нанесение фактуры камнями, разными фрезами, наждачной бумагой. Создание токарных элементов-конструкций для света. Оснащение электрикой».

Процесс производства светильников Hawking по дизайнеру Игоря Куркина студией ARTVIVO. Фотографии Екатерины Аксёновой-Чаленко.

Деталь светильника Hawking по дизайнеру Игоря Куркина в процессе производства студией ARTVIVO. Фотографии Екатерины Аксёновой-Чаленко.

Группа светильников Hawking по дизайнеру Игоря Куркина в процессе производства студией ARTVIVO. Фотографии Екатерины Аксёновой-Чаленко.

Даже читать страшно, да? А представьте, как нелегко было делать. Конструкция была столь сложна, что возникало множество препятствий. «Было трудно отлить лучи наших «солнышек», — рассказывает Екатерина. — Фрагменты не проливались, приходилось отливать по несколько моделей, вырезать и совмещать детали. Затем очень трудно было обработать элементы «солнышек» изнутри — мы разрезали их поперёк, обрабатывали фрезой, вычищали нагар». Игорь поддерживает рассказ о производственных и творческих трудностях. «Первые отливки были неудачными. Кроме того, я никак не мог придумать название, которое бы отражало суть предмета. В тот день, когда был отлит первый удачный образец, не стало Стивена Хокинга. И название пришло само собой. Что может лучше олицетворять этого человека? Статичный масштабный объект, наполненный светом и имеющий прямую отсылку к звёздам, чёрным дырам, космосу, моменту творения».

«Естественным продолжением» для Игоря стала серия подвесных светильников, которые в группе выглядят, как плеяда небесных тел. С этой группой специалистам из ARTVIVO тоже пришлось повозиться. «Нелегко было соблюсти баланс всех световых инсталляций, так как отлитые латунные части довольно много весят», — говорит Екатерина.

Группа светильников Hawking, дизайнер Игорь Куркин, производство студии ARTVIVO. Фотограф Ник Руденко.

Группа светильников Hawking, дизайнер Игорь Куркин, производство студии ARTVIVO. Фотограф Ник Руденко.

Екатерина Аксёнова-Чаленко, студия ARTVIVO. Фотограф Ник Руденко.

Олег Аксёнов, студия ARTVIVO. Фотограф Ник Руденко.

Ну в общем-то логично, что они много весят, эти светильники. Это же чёрные дыры, supermassive black holes.

Светильник Hawking, дизайнер Игорь Куркин, производство студии ARTVIVO. Фотограф Ник Руденко.

3 Комментарии

  1. не логично получается…понятно, что на съемке интерьеров не очень любят горящие светильники. но данная статья о свете, а не об арт-объектах. тогда вытекающий вопрос: а как они освещают пространство вокруг? бросают ли тени красивые? насколько яркие или не очень? направленный ли свет или рассеянный? по-моему для светильников это очень важно. даже важнее истории их создания и авторства с эскизами:)))) или это просто арт без функционала света?

Что вы об этом думаете?

Please enter your comment!
Please enter your name here