29 ноября в Maison du Danemark («Доме Дании», то есть культурном представительстве страны) на Елисейских полях в Париже откроется выставка «100 лет датской керамики». Выставка довольно любопытная. Я вот, к примеру, не знала, что керамика как вид декоративно-прикладного искусства пришла в Данию достаточно поздно, в 1880-х годах, силами энтузиаста керамического дела, архитектора Торвальда Биндесбёлля, и его соратника, скульптора Нильса Хансена Якобсена. Эти ребята делали свои керамические изделия — бюсты, вазы, рельефы и тарелки — в манере скорее скульптурной. Их главной фишкой была глазурь. Вместо того чтобы внимательно следить за её гладкостью и качеством, пионеры датской керамики давали стекольной массе стекать как попало (примерно как делает с полимерами в своих стульях наш современник Гаэтано Пеше). С виду результаты напоминали японскую керамику и вызывали ассоциации с работами французских коллег в стиле ар-нуво.
Последующие датские керамисты работали уже с Королевской фарфоровой мануфактурой, и их северные сердца всё больше склонялись к вдохновению родными просторами и к суровой лаконичности. Простые линии, скупое использование глазури, национальные орнаменты — эти керамические изделия явно относятся к скандинавскому модерну.
В 1920-х возник целый ряд керамических художественных объединений, так называемых «студий»; они продолжили развитие национальной темы, и вывели датскую керамику на международную художественную сцену. Лучшие вещи того времени — коллекционные, искать их можно по теме «студийная керамика».
В период между мировыми войнами и потом, после окончания Второй мировой, развитие датской керамики пошло по нескольким направлениям. Модернисты Эрик Нюхольм и Асгер Йорн были экспериментаторами, придумывали что-то нетрадиционное. Другая группа керамистов развивала технику высокотемпературного обжига и развивала традиции датских мискоделов. Художница Гутте Эриксен, в частности, была столь влиятельна, что специалисты говорят даже о «Школе Гутты» (в основном распространена была в Ютландии).
Керамисты же Копенгагена были более классичны в своих вкусах и стремлениях: их изделия были проще, легче и скупее украшены. На выставке в Париже эти товарищи представлены работами Бодила Манца, Алева Сиесбие и Беаты Андерсен.
Отдельного упоминания заслуживает керамика с острова Борнхольм: здесь возникло несколько больших студий и производств, в том числе Hjort. Сёстры Гертруда Вазегаард и Лисбет Мунк-Петерсен, обе урождённые Хорт, начали здесь свою карьеру и стали весьма известны.
Так вот всё это и развивалось, так что к концу ХХ века датская керамика превратилась в международно важный вид деятельности на стыке скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Кто-то развивал глазурь, как Мортен Лёбнер Эсперсен, кто-то, как Карен Беннике, абстрактные формы. В общем, получился важный кусок интерьерного дела, интересный и коллекционерам, и просто любителям «незаезженных» предметов декора.
Уфф, сколько сложных слов пришлось написать, чтобы просто поставить в нашу новостную ленту смешного кота!
Выставка продлится до 3 марта 2019 года.
Фото: Erik Balle Povlsen / Архив пресс-службы