Тадао Андо давно знаком с Франсуа Пино, их в начале 90-х познакомил Карл Лагерфельд, который хотел, чтобы японский архитектор спроектировал его дом в Биаррице, но как часто бывает в Европе, из-за бюрократической казуистики от реализации проекта отказались. К слову, те же европейские чиновники похоронили и первый проект музея коллекции Пино, который планировалось возвести на остров Сеган, где раньше был автозавод Renault. Бюро Тадао Андо разработало масштабный проект, который ходил по кругам бюрократического ада несколько лет: запрещалось сносить остатки завода, градостроительные нормы противоречили сами себе, после переделок и огромных затрат, Пино решил, что с него хватит и его коллекция уехала в Венецию. В отличие от Парижа, под проект выделили Палаццо Грасси на Гранд-канале и здание бывшей таможни Пунта-делла-Догана в лагуне, которые всё тот же Тадао Андо изумительно тонко отреставрировал. Поэтому много лет именно в Венеции проходили знаковые выставки, собранные из коллекции Пино (в которой больше десяти тысяч работ художников, творивших во второй половине XX века).
Так или иначе, но возвращение в Париж состоялось: мэрия предложил Франсуа Пино сделать музей в центре Парижа, в здании Биржи 1889 года постройки.
Здание требовало серьёзной реставрации, а город естественно не хотел за это платить, поэтому предложил Пино здание в аренду на 50 лет.
В Париже Тадао Андо так же бережно подошёл к реставрации здания: не нарушая исторической целостности, он вписал в Биржу исполинский бетонный цилиндр, который повторяет круглую форму исторического здания. XIX век остаётся за его стенами, внутри – новое время. Завершена композиция с помощью света, с которым японский мастер работает совершенно изумительно, буквально соединяя сценарии освещения с формой проекта. В Бирже свет льётся сверху – к открытию Биржи купол, являющийся историческим наследием, заново остеклили и отреставрировали расположенные под ним фрески XIX века.
Центральное пространство внутри главного цилиндра отдано для крупных выставок и инсталляций. Сейчас в нём находится экспозиция художника Урса Фишера, который работает с восковой скульптурой – монументальная восковая копия «Похищения сабинянок» Джамболоньи. Однако, несмотря на сходство с оригиналом, это скульптура-перфоманс: фитили, торчащие из пальца похищенной, работники Биржи зажигают несколько раз в день, планируется, что примерно через полгода от композиции останется только восковое озерцо.
Работы остальных художников из коллекции Пино распределены вокруг ротонды, на двух верхних этажах, и в цоколе. Третий этаж под куполом с круговой террасой и панорамным видом на город отдан под ресторан.
Сложнейший световой дизайн, учитывающий все световые сценарии и возможности естественного освещения, Франсуа Пино доверил соотечественникам – братьям Буруллек. Реализацией занимались специалисты Flos Bespoke. «Освещать нужно было не выставочные площади, а проходы, – комментируют проект дизайнеры, – лестницу, вестибюль (зоны старинной архитектуры), а так же ресторан (совершенно новый). Вот почему мы сосредоточились на том, чтобы выстроить взаимосвязь светотехнического проекта с тем, что будет освещено, а также на живописном присутствии источников, когда нет искусственного света – днём, когда посетители заполняют пространство. Поэтому то, что сегодня имеется на лестницах и в вестибюле, было разработано и спроектировано, с пониманием того, как оно будет выглядеть включённым и выключенным».
Особенно сложные горизонтальные конструкции были разработаны и затем размещены в вестибюле – светильники состоят из трубчатых элементов из стекла и алюминия размером шесть метров каждый. Горизонтальные светильники – это инсталляции, подвешенные к потолку над входом, в группе по пять изделий. Каждый стеклянный цилиндр был отлит венецианскими мастерами.
Таким образом, собрав известных дизайнеров и архитекторов, Франсуа Пино получил великолепное обрамление для своих арт-драгоценностей, а здание и его интерьеры, вне сомнения, станут новой яркой точкой на карте Парижа, наряду с его лучшими музеями и галереями.