Призрак дома на холме: миниатюрный особняк в Калифорнии

Архитекторы из бюро Johnston Marklee построили на холме в Калифорнии миниатюрный дом сложной формы. В этом деле им помогали тени великих архитекторов прошлого — от Нойтры до Сааринена, ведь они были авторами домов по соседству.

/

/

/

Архитекторы из бюро Johnston Marklee построили на холме в Калифорнии миниатюрный дом сложной формы. В этом деле им помогали тени великих архитекторов прошлого — от Нойтры до Сааринена, ведь они были авторами домов по соседству.

После окончания Второй мировой войны побережье Калифорнии стало ареной увлекательного архитектурного эксперимента. Возвращавшихся из европейских и азиатских гарнизонов американских солдат нужно было обеспечить жильём, которое можно было бы возводить быстро и недорого. Журнал Arts & Architecture организовал экспериментальный проект «массовой» индивидуальной застройки: издание привлекло к проекту самых известных архитекторов, которые создали ряд типовых проектов домов, называемых case study houses. В проекте, который просуществовал с 1945 по 1966 год, приняли участие такие звёзды архитектуры как Ричард Нойтра, Чарлз и Рей Имз, Крейг Элвуд и Ээро Сааринен. В итоге в США появилась программа массовой застройки, отдалённо напоминающая строительные методы, применённые при создании «хрущёвок». Однако, хотя во главу угла и была поставлена скорость возведения жилья, оно осталось индивидуальным. Мягкий климат Калифорнии позволил сделать эти дома достаточно простыми и в то же время эффектными и пригодными для комфортной жизни.

Дом, построенный бюро Johnston Marklee в 2004 году в Пасифик-Палисадес, назван авторами Hill House, то есть «дом на холме» и находится в нескольких минутах ходьбы от экспериментальных домов CHS #8 и CHS #9 (их проектировали соответственно Имзы в соавторстве с Ээро Саариненом). Совсем недалеко, в Санта-Монике, находится дом, созданный для этого же проекта Ричардом Нойтрой, что тоже повлияло на архитекторов Шерон Джонстон и Марка Ли. Миниатюрный особняк похож на ласточкино гнездо, он буквально вкопан в крутой склон. Неудобное расположение и небольшая площадь участка компенсируются великолепные виды на каньоны и залив Санта-Моники.

Боковой фасад дома Hill House, архитектурное бюро Johnston Marklee.

«Нагорные» эксперименты для архитектурных бюро, которым приходится работать в Большом Лос-Анжелесе, привычны: Калифорния изобилует каньонами и другими геологическими образованиями, которые, несмотря на непрекращающиеся протесты природоохранных организаций, активно застраиваются. Сейчас на склонах вблизи побережья обосновались десятки жилых предместий, застроенных вполне обычными для этого штата модернистскими по духу домами. В тех местах, где приходится строить на склонах, свои поправки, иногда весьма значительные, в конструкцию и внешний вид домов привносит ситуативное проектирование ad-hoc. О том, чтобы изменить рельеф участка, как правило, речь не заходит.

Так выглядит дом на террасированном склоне.

Важным фактором, определившим форму дома Johnston Marklee, стали строительные предписания и нормы по поводу плотности и высотности застройки, действующие в горных и прибрежных зонах большого Лос-Анджелеса. Участок, отведённый под строительство, был особенно неудачным — высота и площадь возможной застройки были крайне малы для возведения стандартного прямоугольного. Архитекторы элегантно обошли требования регуляторов, вписав дом в рельеф и используя нетривиальные формы, позволившие увеличить площадь дома и остаться в рамках разрешённого пятна застройки: дом стоит на небольшом основании, но значительно расширяется на уровне второго этажа.

Странная на первый взгляд форма дома полностью обоснована: каждая грань конструкции выполняет определённые функции, и не только технические. Некоторые грани, например, нижние приземные, за счёт которых уменьшена площадь фундамента, освобождают дом от проблем с местным законодательством. Другие, например части крыши с зенитными окнами — наклонены, чтобы улучшить инсоляцию.

Форма дома была разработана при использовании методов математического моделирования, которые архитекторы, впрочем, считают вспомогательными средствами, вторичными по отношению к идее: «Мы стремимся использовать возможности этих инструментальных средств, однако хотим, чтобы в наших проектах они были лишь незаметной канвой».

Фасады дома Hill House, архитектурное бюро Johnston Marklee.

Оригинальная форма дома была найдена так: сначала смоделировали поверхность холма и над ним, на максимально возможную высоту застройки, подняли модульную сетку, повторяющую рельеф. По периметру возможного сектора застройки к ней были подняты стены. После аппроксимации полученного объекта, была найдена форма, достаточно простая для строительства. Далее работа шла с ней. Сначала количество стен-граней было сведено к минимуму, а в дальнейшем, на финальной стадии разработки конструкции, за счёт введения косых стен-граней, входящих в грунт участка под углом, было уменьшено пятно застройки.

Конструкция дома оригинальная и в тоже время достаточно простая. Подошва фундамента базируется на девяти 35-футовых (10.7 метра) железобетонных сваях, вбитых в грунт и образовывающих сеть фундаментных балок.

Фасады дома Hill House, архитектурное бюро Johnston Marklee.

Поднимающиеся из фундамента наклонные бетонные стены достигают высоты второго этажа практически под прямым углом к склону участка, а не строго вертикально — такая форма придает зданию дополнительную устойчивость. Усиленный стальной каркас, грани которого заполнены деревянным брусом (наподобие фахверка) является частью железобетонного основания и создает надежную опору для косых стен, работающих как консольные балки.

Фасады дома Hill House, архитектурное бюро Johnston Marklee.

Интересно, что в доме нет ненесущих элементов, например, зонирующих стен или перегородок. Открытое трехуровневое пространство интерьера «обернуто» вокруг легкой белоснежной лестницы. От неё по спирали расходятся все функциональные зоны. Интерьер дома выигрывает от использования большого количества стальных элементов, обильного остекления и доминирующего белого цвета — это визуально расширяет пространство, что важно, ведь высота потолков вообще и на верхнем, третьем уровне в частности более чем скромная — всего 2.4 м. Единственное изолированное помещение — спальня, зажатая между гостиной и обеденными зонами.

Двусветная гостиная. На переднем плане шезлонг LC4, дизайн Ле Корбюзье, Пьер Жаннере, Шарлотта Перьен, Саssina.

Архитекторы хотели сделать интерьеры модернистские, но удобные для будущих обитателей дома и легко адаптируемые к любым нуждам (так как проект выполнялся не для конкретных жильцов, а для компании-застройщика). «Мы стремились создать гибкие интерьеры, которые меняются постоянно, где можно в любом месте отдыхать, спать, есть, работать. Наверху и внизу, внутри и снаружи. Сохраняя общий белый фон на всех уровнях, мы использовали различные материалы отделки — дерево, бетон, и ковровые покрытия, на каждом этаже по-разному. Что касается мебели то, как Адольф Лоос, мы делим всю мебель на подвижную и встроенную. Встроенная является для нас частью архитектуры, а мобильную мы выбрали из разных периодов ХХ века». Этот интерьер — небольшой музей предметного дизайна: тут можно найти винтажные вещи спроектированные Ле Корбюзье и Имзами в первой половине прошлого века, стулья Фрэнка Гери из 1970-х и объекты, которые создал Марк Ньюсон уже в XXI  веке для Cappelini и Idea.

Гостиный уголок с креслами по дизайну Фрэнка Гери и Марка Ньюсона.

Для того, чтобы крыша и стены не различались и не были видны швы, для отделки фасадов применили композитное покрытие на полимерной основе. Интересно что снаружи дом не белый, а бледно-сиреневый — этот оттенок ему придает пигмент, содержащийся в древесине эвкалипта, широко распространенного в этой местности.  Материал этот имеет иризирующие свойства и меняет цвет на протяжении всего дня при малейших изменениях освещения.

Материалы для отделки интерьера выбирались с таким расчетом, чтобы он логически продолжал заданную на фасадах белую тему — рабочие поверхности кухни отлиты из белого Кориана, пол покрыт полированным мрамором. Есть детали из темного ореха (полы и шкафы в некоторых комнатах). Прочие поверхности изготовлены из лакированного дерева и стали, которая встречается в доме повсеместно и, наряду с белым цветом, помогает зрительно объединить интерьер.

Часть гостиной с кухней и столовой зоной. За обеденным столом квартет из стульев по дизайну Фрэнка Гери, модель Wiggle Side Chair, Vitra.

Интерьер выдержан в подчеркнуто нейтральной гамме.

Для улучшения инсоляции в гостиной предусмотрены зенитные окна.

 

 

 

Что вы об этом думаете?

Please enter your comment!
Please enter your name here