Интервью: Марсель Вандерс о поющих интерьерах, велосипеде, который ездит задом наперёд, и Алессандро Мендини

На последнем миланском салоне Марсель Вандерс был нарасхват: мы насчитали в общей сложности двенадцать брендов, с которыми он поработал и на чьих инсталляциях сиял своей неотразимой улыбкой. Впрочем, от привычки раздавать свой личный телефон голландский дизайнер все ещё не избавился, этим и воспользовался designchat для того, чтобы взять у него небольшое интервью.

/

/

/

На последнем миланском салоне Марсель Вандерс был нарасхват: мы насчитали в общей сложности двенадцать брендов, с которыми он поработал и на чьих инсталляциях сиял своей неотразимой улыбкой. Впрочем, от привычки раздавать свой личный телефон голландский дизайнер все ещё не избавился, этим и воспользовался designchat для того, чтобы взять у него небольшое интервью.

Вы учились на промышленного дизайнера, но в последнее время чаще делаете не конкретные предметы, а большие интерьеры. Что сложнее придумать – стул или целый отель?

Как бы объяснить попонятнее… Вот представьте, что стул – это мелодия. В ней сосредоточена одна мысль, которую нужно донести для зрителя. Ты пытаешься сделать ее максимально понятной, доводишь до совершенства, и на это уходят все силы. А интерьер как целая опера – там таких музыкальных тем сотни, и они все вместе должны работать и создавать нечто большее, чем просто свою сумму. Я вот вчера слушал оперу, забыл как называется: там еще чувак женился на своей матери и убил отца…

«Эдип»?

Точно! Как вы догадались? Ну так вот, я подумал, что очень круто было сделать такой интерьер – драматичный и непредсказуемый, с обилием кроваво-красного и синего бархата, с креслами, на которых можно сидеть только с идеально прямой спиной. Но у меня вряд ли получится: я слишком сильно люблю солнце, яркие цвета и удобную мебель.

Лобби отеля Mondrian Doha по дизайну Марселя Вандерса.

Похоже на описание Mondrian Doha.

Ну да, так и есть. Мы его делали очень долго – на Востоке, знаете ли, никто никуда не торопится, – но зато и получилось всё как надо. Сюда хочется возвращаться под утро после самой весёлой ночи в жизни и готовиться к следующей, которая будет ещё круче.

Вы много путешествуете – удалось ли открыть секрет идеального отеля?

Я как-то давным-давно обсуждал эту тему с одним итальянским дизайн-гуру, не хочу называть имени. Он без колебаний перечислил мне десять пунктов и назидательно сказал: «Соблюдай их все, и тебя полюбят». Я был молод, он – авторитарен, пришлось поверить на слово. Но буквально в тот же день я вдрызг разругался со своей девушкой из-за одного момента, который он отметил как обязательный. В номере – дело происходило в Милане – был главный выключатель: нажимаешь – и весь свет вырубается, ну, или наоборот. Вроде бы гораздо удобнее, чем разбираться с системой кнопок. Но это только пока ты спишь один. А если вас двое и одному надо ночью в ванную? Либо включай весь свет и получай подушкой от разбуженного партнёра, либо крадись как мышь в кромешной тьме. Так я понял, что искать универсальные рецепты – гиблое дело. Надо просто делать то, что самому нравится.

3D-портрет Марселя Вандерса на «Коне Леонардо да Винчи», Миланский ипподром.

Ваши работы очень кинематографичны, и за каждым стоит история. А в кино вы себя попробовать не думали?

В некотором смысле я уже давно этим занимаюсь – на моём счету пара десятков образчиков видеоарта. А если вы про игровое, то я бы снял фильм в жанре фэнтези. Но есть проблема: я не слишком люблю компьютерную картинку, поэтому у меня всё должно быть по-настоящему. Жаль, пока не нашлось продюсера, который согласился бы выложить такую кучу денег на мой дебют.

Что в современном дизайне вам не нравится больше всего?

То, что технологии стали важнее фантазии. Я профессиональный конструктор и отлично понимаю, что вещь должна работать. Но если кроме функции, пусть даже и идеальной, в ней ничего нет, то мне непонятно, зачем она существует. А ещё бесит, что дома становятся всё более и более ориентированными на инстаграм-картинки. Я отдаю себе отчёт, что мне, Леди Гаге от дизайна, как меня любят называть журналисты, не к лицу брюзжать, подобно старой бабке. Но что ещё остаётся, когда все трёхмерное переводится в двухмерное и загоняется в смартфон. Это ужасно несексуально – так обращаться с окружающим миром.

Лампы Venezia из коллекции Objets Nomades, Louis Vuitton, 2019.

И тем не менее ваши интерьеры отлично смотрятся в инстаграме. 

Да, но вживую они гораздо лучше, а главное – витальнее.

Помните свой самый первый дизайн-проект?

Ещё бы! Мне было лет десять, и я переделал свой велосипед так, чтобы он ездил задом наперёд. Отец тогда покачал головой и сказал маме: «Нет, полицейского из него не выйдет». Мы жили в маленьком городке, и родители, конечно, хотели, чтобы их сын получил какую-нибудь земную специальность. Не повезло.

Коллекция The Illusion of Time для Starbucks Milano, 2019.

А есть ли у вас безоговорочный авторитет среди старших дизайнеров?

Посмотрите на меня, откуда у меня авторитеты. Но я очень уважаю Алессандро Мендини, он был первым, кто отказался слепо следовать холодному рационализму Баухауса и показал, что дизайн может быть частью живой культуры, он может смеяться и рассказывать истории. А ещё благодаря ему, я, голландец, почувствовал Италию и понял, что полюблю её всей душой. Так всё и произошло.

Светильник Nightbloom по дизайну Марселя Вандерса, Lladró.

Инсталляция Moooi на Миланской неделе дизайна 2019.

Люстра Adonis по дизайну Марселя Вандерса, Barovier&Toso.

Мозаика по дизайну Марселя Вандерса в интерьере нового бутика Bisazza, 2019.

Лобби отеля Mondrian Doha по дизайну Марселя Вандерса.

Марсель Вандерс за работой.

Что вы об этом думаете?

Please enter your comment!
Please enter your name here