Парижские дизайнеры Михаэл Коренгел и Жан-Пьер Кальваграк восстановили шато XVIII века в Бордо, наполнив интерьеры яркими красками – и откопав в саду скелет.
Парижские дизайнеры Михаэл Коренгел и Жан-Пьер Кальваграк восстановили шато XVIII века в Бордо, наполнив интерьеры яркими красками – и откопав в саду скелет.
На счету у творческого дуэта дизайнеров Михаэла Коренгела и Жан-Пьера Кальваграка множество великолепных реализованных проектов для весьма знаменитых и влиятельных людей. Собственное бюро голландец Коренгел и француз Кальваграк открыли ещё в 1996 году, и с тех пор успешно работают в разных странах и публикуются в лучших журналах. Творческий стиль у них гибкий, но лучше всего удаются и больше всего нравятся им самим «исторические» интерьеры – так, свою собственную квартиру в Париже они когда-то оформили по мотивам романа Жориса-Карла Гюисманса «Наоборот». Но пожалуй ни один проект не показывает виртуозное умение Коренгела и Кальваграка работать с классикой так наглядно, как реконструкция замка Fourcas-Hosten во французском Бордо.
Замок этот – центральное «владение» винодельни Fourcas-Hosten, расположенной в деревушке Листрак. Он построен в XVIII веке. В 2006-м и винодельню, и замок купили братья Лоран и Рено Моммежа, совладельцы Hermès. «Нам понравился элегантный фасад замка и его удобное расположение», – рассказывают они. Поначалу грандиозных планов реконструкции у новых хозяев не было – собирались покрасить стены и поменять занавески, и для консультаций по этому вопросу вызвали Коренгела и Кальваграка. «Как только мы начали осматривать постройку и стучать по стенам, поняли – всё в аварийном состоянии и разваливается прямо на глазах», – вспоминает Коренгел. Да и выглядел замок плачевно: никакого сохранившегося декора, на полу просто доски. «Дом был похож на заброшенную школу – ни души, ни красоты», – добавляет Кальваграк. Кроме того, внутри у П-образного здания оказалась чрезвычайно странная планировка: кухня и столовая располагались рядом, но двери меж ними не было, вся задняя часть дома представляла собой лабиринт крошечных комнат без окон, туалетов было всего два. Когда начался ремонт и снос перегородок, выяснилось, что в замке гораздо больше комнат: многие были замурованы и забыты.
В общем, косметическим ремонтом обойтись не удалось – в результате весь процесс реконструкции занял три с половиной года. Прежде всего, Коренгел и Кальваграк постарались восстановить планировку XVIII века. По обеим сторонам от элегантного входного холла с «шахматным» полом они организовали анфиладу парадных комнат. Кухню отправили в заднюю часть дома, где она и была изначально, и слегка перепланировали спальни так, чтобы выделить место для ванных.
От подлинных интерьеров замка почти ничего не осталось – удалось спасти только пару каминов. Однако дизайнеры восполнили «потери»: привезли из нескольких разрушенных парижских особняков «версальский» паркет, каминный портал эпохи Людовика XIV, колонны XVIII века (они стоят в холле) и расписные деревянные панели с игривыми мартышками в столовой. Из ценных «мебельных» деталей стоит отметить столовые стулья Maison Jensen, которые когда-то принадлежали знаменитой светской львице Дейзи Феллоуз. Коренгел и Кальваграк перетянули их кожей, из которой делаются сумки Kelly от Hermes, таким образом «подмигнув» семейному предприятию хозяев. Такой же отсылкой являются вставленные в рамки коллекционные платки Hermès с росписью по эскизам Джозефа Альберса, украшающие холл и ряд спален.
Вот что в интерьере смотрится по-настоящему современным, так это цвета – чрезвычайно яркие: лимонно-жёлтый, травяной зелёный, бирюзовый. Однако дизайнеры утверждают, что как раз цвета в их проекте абсолютно «исторические»: в Версале, например, использованы именно такие, просто они поблёкли со временем и их изначальная интенсивность слегка режет нам глаз. И это один из примеров подхода, который Коренгел и Кальваграк используют в своей работе в принципе: они докапываются до сути вещей и стилистических подробностей, но используют их свежо и с воображением. Например, хаммам, который хозяева непременно хотели сделать в замке. Дизайнерам было скучно оформлять его по-восточному, и ничего безликого и современного тоже не хотелось. Поэтому они создали «хаммам в стиле Wedgwood плюс Мария-Антуанетта» – бело-голубое рококо. У плиточника три месяца ушло на выкладку орнамента. «Он клялся, что после этого сразу выйдет на пенсию – так устал!» – смеётся Кальваграк.
И этот хаммам – не единственная «комната с именем» в замке. Так, спальня с портретами родственников жены Людовика XV, польки Марии Лещинской, называется «Польской». А уютный чайный салон (он же – комната для завтраков) с самого начала работ назывался «Мисс Марпл». Отсылка к старушке-детективу из романов Агаты Кристи сначала казалась вольной, а потом, после начала стройки, обрела пугающую точность: при земляных работах во дворе прямо под окнами салона «Мисс Марпл» обнаружили… скелет молодой женщины, пролежавший там много десятилетий. К счастью, эта находка не омрачила хозяевам радости от готового интерьера: хорошему замку нужны свои привидения и готические тайны.
Эта необычная квартира-студия площадью 20 м2 находится в бывшем доходном доме Егорова 1912 года постройки. В 2020 году была произведена полная реконструкция здания, а квартиру поручили оформить Илья и Елена Галактионовы.
Архитектор Никита Киржаков оформил в Москве необычную квартиру с темной плиткой на кухне, перегородкой в центре пространства и старинным голландским буфетом в столовой.