Популярность стиля ар-деко легко понять – в эпоху 1930-х было создано много невероятно эффектных зданий и интерьеров, которые вдохновляют до сих пор. Кроме того, эпоха перед Второй мировой вызывает у людей ностальгию по беззаботной красивой жизни – джаз, дамы в струящихся платьях с перьями, мужчины в смокингах, Фред Астер и Джинджер Роджерс, отбивающие чечётку на зеркальном полу, картины Тамары Лемпицки, «ягуары» и «роллс-ройсы», «Великий Гэтсби», лайнер «Нормандия», стекло Lalique, золочёные ширмы Коко Шанель, интерьеры Дороти Дрейпер, шпиль Chrysler Building и прочая невыносимо прекрасная «ушедшая эпоха». Однако возникает вопрос – насколько вся эта кинематографическая романтика совместима с реальной жизнью, особенно в XXI веке? Квартира, оформленная нью-йоркским дизайнером Аланом Тэнксли в историческом здании на Манхэттене позволяет узнать ответ. Спойлер: всё получилось отлично.
Клиенты Тэнксли – пара филантропов и коллекционеров искусства, Стэн Понте и Джон Метзнер. Один работает в сфере недвижимости, второй – финансист. Они купили себе квартиру в The Griffon: солидном и типичном для Нью-Йорка того времени многоэтажном здании 1924 года на Парк-авеню, неподалеку от Chrysler-а. Квартира – расположенная на 14 этаже «классическая шестёрка»: так на жаргоне американских риелторов называются довоенные шестикомнатные квартиры с гостиной, столовой, отдельной кухней, двумя спальнями и комнатой для горничной. Такие квартиры очень ценятся на рынке – у них высокие потолки, красивые пропорции комнат, удобные планы, а в интерьерах часто сохраняются приятные исторические детали вроде лепнины и «правильных» дверей.
В случае с квартирой Понте и Метзнера исторические детали были, увы, утрачены, и одной из задач, которую поставили перед дизайнером, было как раз восстановление довоенного очарования. Кроме того, Тэнксли «почистил» план (комната горничной стала кабинетом) и разместил в квартире порядочную – и постоянно растущую – коллекцию живописи и антиквариата, которой владеют его заказчики.
В результате работы Тэнксли получился интерьер очень продуманный, с явными историческими аллюзиями, но совершенно не пафосный. Все ценные объекты и предметы органично вписаны в обстановку – они не кажутся экспонатами на выставке, как иногда случается с коллекционной мебелью, они честно используются в быту, и это придаёт квартире особый шарм. Кроме того, антиквариат «разбавлен» гораздо более спокойными современными вещами, что тоже сглаживает впечатление.
Для того, чтобы придать интерьеру изысканности, Тэнксли использовал богатые и тонко подобранные фактуры: глянцевые обои и ткани серо-серебристой палитры, полированные поверхности, геометричные ковры. Лепнину и двери пришлось восстанавливать, и последние сделали по дизайну Тэнксли. Добавляем к этому множество зеркал (в том числе зеркальную ширму в гостиной), идеально подобранные светильники, винтажные аксессуары – и эффект ностальгических 1930-х достигнут. И цветовая гамма тут играет едва ли не главную роль – интерьерные фотографии этой квартиры кажутся кадрами из чёрно-белого фильма: на диване в гостиной недостает только Греты Гарбо с коктейлем.
Что, собственно, от дизайнера и требовалось.