С того момента, как силами внука создателя дома Наркомфина Моисея Гинзбурга, Алексея, легендарный памятник был воссоздан, с проектами квартир в нем засветились многие известные русские дизайнеры. Кто-то делал здесь роскошную имитацию 1930-х, кто-то — минимализм в сером бетоне; в общем, настоящая получилась ярмарка тщеславия, вполне понятная в элитном ЖК «Наркомфин», но вроде как странная для дома с авангардной историей организации нового «рабочего быта». Однако, если вспомнить подлинную историю дома Наркомфина, диссонанс исчезает. Заказанный министром финансов Милютиным для работников своего «наркомата» дом на самом деле с самого начала был «элитным». По концепции дом Наркомфина практически не отличался от современных «модных» домов, и жильцы в нём были соответствующие — художник Александр Дейнека, врач Николай Семашко, революционер Владимир Антонов-Овсеенко (творческая, научная и чиновничья элита, соответственно).
В планировке квартир-ячеек были учтены новейшие идеи об эргономике жилого пространства, санитарных нормах, инсоляции и даже воздействии цвета на настроение жильца. В структуре здания были предусмотрены различные формы улучшения быта: фабрика-кухня для тех, кто не хочет сам готовить, прачечный комбинат, детский сад, крыши с озеленением и спортивными площадками и прочее. Обо всех этих вещах и сейчас можно прочитать в описании дорогих ЖК: «фитнес-клуб для собственников» — это те же «спортплощадки на крыше». Наркомфин — абсолютно современный дом, просто так получилось, что он построен был почти сто лет назад, опередил свое время, потерялся между эпохами. И вот теперь время его «догнало», всё встало на места, и в Наркомфине можно просто жить.
Собственно, просто для жизни, без каких-то наворотов и изысков, и купил себе одну из ячеек F (это самые маленькие, по 36 м²) заказчик Анны Путиловой. По её словам, он не хотел никаких винтажных предметов. «Нужны были новая мебель и свежий, современный взгляд на авангард, — рассказывает Анна. — Поэтому в работе мы руководствовались именно принципами архитектуры функционализма: форма следует функции». Соответственно, все шкафы, холодильник, раковина для умывания и шкаф в спальне были собраны в единую линию и спрятаны за открывающимися панелями и зеркальными полотнами.
Функциональное и чистое решение позволило на небольшой площади создать абсолютное ощущение простора. Конечно, этому способствовала изначальная высота помещений (3,5 м) и огромные окна. Кроме того, квартиры в Наркомфине сдаются с отделкой, строительных работ было немного — атмосферу интерьера создает его наполнение. Огромную роль играет мебель в гостиной зоне — обеденный стол, кофейный столик и комод по дизайну Дмитрия Самыгина. Здесь же расположен самый эффектный арт-объект — панно из ткани Gaston y Daniela с авангардистским рисунком. Это ткань из коллекции Japon: она воссоздает ряд дизайнов японских кимоно, от рустичных образцов V века до кимоно, возникших под влиянием ар-деко и русского авангарда в 1920-х.
Особенная гордость Анны — еще один арт-объект, вышивка над кроватью в спальне. Она сделана по мотивам картины Александра Дейнеки «Бег с препятствиями» (1958). Художник жил в соседней «ячейке», хотелось связать с ним интерьер. Анна обратилась к наследникам живописца за разрешением использовать изображение для создания дизайн объекта. «К моему счастью, они согласились. А когда увидели готовое панно, прослезились от радости — настолько красиво получилось», — вспоминает дизайнер.
На скромном метраже квартиры везде есть место искусству: красное зеркало в ванной сделано по эскизам Анны и отражает агитационную карту «Новая Москва», на которой сведены 180 главных столичных памятников конструктивизма — «от МКАД до МКАД». Карта отрисована в духе 1920-х годов студией Baklažanas при поддержке «Центра авангарда» на Шаболовке.
Весь интерьер выдержан в «цветах Баухауса», которые определяют стилистику авангарда: красный, черный, серый, желтый, и дополнительные коричневый, зеленый и синий. Они все здесь, то в оттенках текстиля, то в аксессуарах, то в выкрасах радиаторов. Всё в этом пространстве ненавязчиво, акцентными отсылками связывают абсолютно современный интерьер с легендарным домом, в котором он находится. Так Форма, последовав за Функцией, прибывает в нужное Место и Время.
Идеальная история о ретро, ставшем современностью.