Квартира площадью 60 метров была куплена не для постоянного проживания — её хозяин живет в другом регионе и в Москве бывает наездами, по делам. Объясняя свои пожелания дизайнеру Марии Стороженко, основательнице бюро Y.M. ATELIER, он попросил интерьер функциональный, с удобными системами хранения и комфортом, соответствующим «хорошему номеру в гостинице». При этом, однако, ему хотелось, чтобы квартира была уютной, индивидуальной, ощущалась как дом.
Мария решила эту задачку единственно верным способом — оттолкнулась в проектировании от личности своего клиента. «Желание заказчика иметь интерьер функциональный, но «с воздухом», без ощущения зажатости и лишних деталей, определило идею строгого, геометрически правильного пространства, объединенного единым цветом покраски во всех помещениях, с высокими дверями в потолок, графичными элементами освещения и кондиционирования. А сфера его деятельности натолкнула меня на мысль добавить в интерьер ремесленных элементов, например керамики, использовать цветовую гамму, напоминающую оттенки колосьев пшеницы, и внедрить в отделку жилых пространств фактуру камня. Камень — травертин. Решение о его использовании мы приняли на самой первой встрече, фактура травертина похожа на заказчика и его работу: суровый вид и очень благородное, мягкое общение, — рассказывает Мария. — Если присмотреться, на травертине как будто бы пропаханы борозды от плуга».
При проектировании интерьера Мария руководствовалась принципами архитектурного порядка, которые вывела самостоятельно за годы обучения и практики. «Они как база для проектирования — делают любое пространство более комфортным для восприятия человеком и нахождения в нём, — поясняет дизайнер. — В этом интерьере принципы такие. Геометрический порядок: все опуски потолков и коробов под встраиваемую мебель на одном уровне. Практичность и польза: откосы и подоконники отделаны натуральным полированным травертином. Поры материала закрыты от сырости, а отражения в полированном камне добавляют в помещение больше воздуха и света. Еще один принцип — иерархия пространства: столовая зона четко отделена светильником от гостиной, все вспомогательные помещения (гардеробная, прихожая, санузел) имеют заниженные потолки, чтобы усилить контраст с главными комнатами, гостиной и спальней. И, наконец, световая атмосфера: достаточное и вариативное освещение, трековая система по периметру гостиной-столовой кухни и локальные подсветки на рабочей зоне, зоне столовой, за карнизом и за каменной колонной».
По словам Марии, работа над проектом шла легко. В процессе проектирования правки были минимальными. В процессе ремонта были сложные моменты, связанные с закупками товаров европейских брендов. «Но, как только мы закрыли все критичные позиции и перешли на работу с российскими производителями, всё встало на свои места, — вспоминает Мария. — С комплектацией в этот сложный период нам помогло бюро Вадима Жорова. Правда некоторые моменты стали для меня сюрпризом: корпусную и мягкую мебель изготавливали подрядчики, которые были приглашены заказчиком. Они оказались очень внимательными и уточняли каждую деталь со мной как с автором, делали всё строго по проекту, — кроме стола, внедренного в остров на кухне. По моей изначальной задумке он должен был быть более сдержанным в тоне и текстуре. Но в конце концов я нашла в получившемся брутальном предмете некое отражение ремесленности, присущей родному региону заказчика».
Выбор искусства Мария осуществляла совместно со стилистом Наталией Ягофаровой — в интерьере есть несколько предметов её работы. Важной для клиента оказалась скульптура Льва Ефимова, стоящая на постаменте в гостиной. Её спиралевидная форма напоминает башню «Эволюция» в Москва-Сити, на которую как раз выходят окна. Искусство объединяет городской пейзаж с интерьером, в котором много природных отсылок.
Вот такой вот получился «союз города и деревни» в одном московском интерьере. А если без шуток — на удивление тонкий, выверенный и теплый вышел проект, несмотря на «мужскую» строгость дизайна.