Не каждый решится бросить всё и уехать в Пакистан учиться ковроделию на пике карьеры, особенно если речь идет о карьере финансиста. Однако Евгений Шутко относится к типу людей, которых не смущают предрассудки. Шесть лет назад он уволился с позиции финансиста и отправился в Южную Азию, в регионы, где уже три тысячи лет существуют традиции ручного ковроделия. Некоторые местные семьи ткут ковры поколениями, передавая искусство от дедов – внукам.
Здесь Евгений познакомился с индийскими и пакистанскими ковроделами, узнал тонкости производства, научился распознавать качественные изделия и уличать некачественные. В Индии, Непале и Пакистане он наладил процесс изготовления ковров.
В московском шоуруме TheRugOne на Большой Никитской представлены прекрасные образцы этих изделий. Первое, что бросается в глаза – авторский дизайн, не похожий на привычный масс-маркет. Причудливые квадраты и плоскости, похожие на городские здания с высоты птичьего полёта – это коллекция дизайнера Марии Романовой «Пространство и архитектура». Феникс с цаплей в цветущих сливах и персиках – ковёр по мотивам искусства древнего Китая. А если взгляд упал на утонувшего в сложном узоре крылатого жеребца, то перед вами коллекция «Французский ренессанс».
Как объясняет Евгений, есть три признака, указывающих на ценность ковра. Первый – материал. Он, естественно, должен быть натуральный, обычно это шёлк или шерсть. Изделия из шёлка получаются легкими и плотными, а рисунок – ярким. Шерсть добавляет фактуры.
Второй признак – плотность узелков на квадратный метр. В дорогих «эталонных» коврах она может превышать 900 тыс. узелков. Особенно поражает то, что в TheRugOne всё это делается вручную. На каждый узелок уходит у мастера примерно три секунды, а на изготовление целого ковра – от четырёх месяцев кропотливого труда. За счёт высокой плотности тонкие шёлковые ковры получаются исключительно прочными и могут служить сотни лет. Ателье Евгения Шутко единственное в Москве производит дизайнерские ковры такого качества.
Третий признак заключается в эстетичности рисунка. «Мы создаём ковры вместе с признанными художниками и дизайнерами – рассказывает Евгений. – и претворяем в жизнь любые идеи, которые могут родиться в новом интерьере. Все этапы мы согласовываем с клиентом шаг за шагом. Для более точного выбора цвета мы даже разработали собственную цветовую палитру в виде сотканных образцов. Клиент видит, как в действительности будет играть и переливаться шёлк в будущем ковре, а не в виде покрашенных нитей».
Возможности ателье позволяют создавать шёлковые и шерстяные ковры длиной до 16 м. При этом их площадь достигает порой 140 м².
Интересно ещё и то, что над шёлковыми и шерстяными полотнами работают разные мастера. Оказывается, пальцы мастера по шёлку могут быть непривычны к более грубой шерсти и наоборот. Кому доверить тот или иной ковёр, решает Евгений. Оно и понятно: изделие, на которое уйдут тысячи часов ручной работы, априори требует щепетильности, как и сам ткач – ободрения и уважения к своему труду. Заводской станок в этом смысле менее требователен, но заводские ковры не прослужат сотни лет, сохранив первоначальную яркость и фактуру. Авторский подход при создании ковра превращает их в предметы коллекционного дизайна, делая каждый – неповторимым и заслуживающим самого пристального внимания.