Как и в прошлом 2022-м году, раздел «Русский Интерьер» представлял собой серию из десяти стендов, на которых отобранные мной дизайнеры, галереи и дизайн-студии показали характерную для себя интерьерную стилистику — и таким образом стали частями увлекательной головоломки, которую представляет собой современный русский интерьер.
В моем манифесте куратора, опубликованном ранее, я писала, что в этом году мне хотелось бы видеть больше регионального стилистического разнообразия, ведь Россия — страна-цивилизация, с множеством разнообразных культурных традиций. Кроме того, я надеялась, что мы увидим большее участие в дизайне собственно русских производств, которые и всегда были хороши, но в последнее время особенно бурно развились.
Спойлер: обе мои мечты сбылись, и я очень довольна тем, как показали себя мои любимые участники. А теперь давайте же изучать стенды, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Открывал экспозицию стенд бюро E.S.S.E Design & Decoration Светланы Шерварли и Екатерины Тихой-Тищенко. В работах Светланы и Екатерины русская культура играет принципиальное значение — все их проекты построены на исследовании того или иного знакового «русского понятия»: у них был даже проект, вдохновленный русской сиренью. В данном случае они взяли за основу инсталляции фигуру великого поэта Михаила Лермонтова и его увлечение Кавказом и создали классический «восточный мужской кабинет», подобный которому был в каждой усадьбе XIX века. Роскошные ковры, антикварная мебель, старинное оружие и книги — атмосфера этого стенда была незабываемой.
Рядом с кавказской сказкой Светланы и Екатерины располагался стенд моей DC Gallery. На нем я воспроизвела кусочек своей собственной московской квартиры: яркие желтые стены и микс из антикварной и современной мебели и искусства. «Звездным» предметом экспозиции стал комод «Илья Муромец» с фасадом, отделанным майоликой ручной росписи — это предмет по дизайну Светланы Телегиной, SantaFiore. Великолепно дополнили стенд ювелирные украшения Лоры Делуксарт и манекены с винтажными кутюрными платьями из её коллекции и консоль и зеркала-кокошники марки BELSI. И, конечно, живопись: Александр Жерноклюев, Мария Барковская, Михаил Степанов и мои акварели.
Следующим участником выставки стало дизайн-бюро Domoff Interiors. Они нас немножко удивили: вообще бюро известно роскошными, классическими проектами, но на выставке показали абсолютно современный интерьер с модернистскими геометрическими панелями на стенах и дерзкими авторскими арт-объектами — матрешками.
Масштабно выступила в этом году Ирина Бычкова и её Арт-агентство «Полёт». Они показали нам просторный белый интерьер с модернистской мебелью Modenature, живописью Аси Феоктистовой, Даниила Архипенко, Ярослава Штейна и Дарьи Федоровой, керамикой Василисы Лебедевой и Ceramicatelie, скульптурой Светланы Евдокимовой и двумя объектами современного дизайна: креслом S.O.E. от бюро ЮН-1-1 и розовым зеркалом Wave Ваагна Микаеляна. Объединяла все эти элементы концепция «Зачарованного Сада».
Очень эффектно выступила архитектор и дизайнер Татьяна Миронова — она, напомню, принимала участие в проекте и в прошлый раз. На её стенде можно было наглядно увидеть, насколько гибким может быть интерьер и как легко самые разные его элементы складываются в неожиданные композиции. В центре стенда Татьяны была роскошная плетеная кровать — предмет азиатский; но, благодаря остроумному «карнизу» из обычных веников, который прошел по верху стенда, экзотическая кровать немедленно попала в «русский контекст». Остроумный и роскошный стенд со множеством аксессуаров в классическом стиле никого не оставил равнодушным, как и стенд партнеров Татьяны, компании Maison Luxe — они располагались напротив друг друга и были выдержаны в похожей стилистике.
В этом году к списку экспонентов присоединилась Марина Путиловская, известная своими яркими, насыщенными, невероятно сложными и многослойными классическими интерьерами. Её эффектный стенд, как волшебная дверка из «Алисы в Стране чудес», позволил заглянуть в сказочный, наполненный эмоциями мир интерьеров, которые делает Марина, и познакомиться с партнерами, которые помогают ей реализовывать свои замыслы. Это были компании «Царицын Паркет», текстильное ателье Оксаны Николаевой «Счастливые шторы», студия фресок La Stanza и итальянская фабрика светильников Mechini.
Интересную этническую нотку придал экспозиции стенд студий YAKA Home и ODINGENIY. YAKA — бренд, который занимается производством современных ковров шырдак. Это национальный киргизский ковер из войлока с мозаичным орнаментом, в 2012 году внесенный в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Все мастера YAKA имеют сертификат ЮНЕСКО, что гарантирует качество и аутентичность ковров. А ODINGENIY — бренд дизайнерской мебели с необычными формами и фактурами. Шырдак и современная мебель идеально дополнили друг друга и показали, как многолики составляющие русского интерьера.
Еще один участник выставки прошлого года, вернувшийся к нам в этом — Алексей Бочков. Его невероятно поэтичный нежно-голубой стенд был фантазией на тему артистической квартиры, в которой всё, от декоративно отделанных стен и тонкого фарфора до постоянно звучащей хорошей музыки, призвано радовать глаз и все остальное чувства. Колорит стенда был вдохновлен картиной художника Константина Сапронова, а реализовать задуманное позволили компании партнеры: «Ампир Декор», Mallers, Vetvi, Performa, Галерея «Назаров», «Мастергласс» и «ГЕТСТОУН» — последние сделали по эскизам Алексея прототип кухонного острова из шлифованного камня.
Чрезвычайно эффектно, завораживающе даже выглядел стенд еще одного участника — архитектора Сергея Суровцева. Сергей — автор масштабных, чрезвычайно изобретательных, декоративных интерьеров, в основном в классическом стиле и ар-деко. Однако в этот раз он решил показать более современную сторону своего творчества и, вместе с уже упоминавшейся компанией «ГЕТСТОУН», сделал модернистский интерьер с невероятным светящимся каменным панно в центре. Декоративные предметы на этом стенде были предоставлены галереей Milli.Art.
И, наконец, последним стендом раздела стала загадочная и уютная «Медная комната» по дизайну Юлии Маркос. В центре композиции была строгая и технологичная кухня от русского бренда Gulia Novars — её центральная часть управлялась мановением руки, а в широком поддоне с песком варили для гостей кофе в турках. Таинственную атмосферу помогали поддерживать шторы от компании Decortier, а общий колорит обеспечивали медные стеновые панели, выполненные компанией «Гард». Юлия называла себя «хозяйкой Медной горы», и была права — несмотря на современный дизайн стенда, обстановка на нем была совершенно сказочная.
Масштабная, атмосферная, разнообразная — от Кавказа до Киргизии, от классики до модернизма, от технологичного производства до предметов ручной работы, от высокого искусства до живого юмора, — вот какой была экспозиция «Русского Интерьера» в этом году. Такой же, как и сами русские интерьеры, собственно. Как и в прошлый раз, показали мы малую часть возможного — и это значит, что у нас еще много прекрасного впереди. Потому что русский интерьер, как сама Россия, «нигде не заканчивается» (с).