Вперёдсмотрящие: культовому бренду Visionnaire – 15 лет

Итальянский мебельный бренд Visionnaire в этом году отмечает своё 15-летие. Евгения Микулина рассуждает о культовой марке, которую очень любят покупатели – но не дизайн-критики.

/

/

/

Итальянский мебельный бренд Visionnaire в этом году отмечает своё 15-летие. Евгения Микулина рассуждает о культовой марке, которую очень любят покупатели – но не дизайн-критики.

Некоторым брендам не везёт. Вернее, везение у них двойственное: огромный потребительский успех часто сопровождается презрением со стороны критиков – мол, не может что-то настолько популярное быть стильным. Безудержная смелость и творческая безбашенность, с которой иные бренды несут себя рынку, кажется дурным вкусом строгим критикам в одинаковых чёрных водолазках, которые дружно делают стойку на всё серое и лаконичное, не понимая, что прославляют скуку и однообразие.
Успех вообще часто кажется людям признаком того, что с преуспевшим «что-то не так».
Мне искренне кажется, что итальянский бренд Visionnaire – из таких вот невезучих.
Это звучит как парадокс. В самом деле: марка, которой в этом году исполняется 15 лет, все эти годы стремительно развивалась, невзирая на кризисы и скачки экономики. У них десятки магазинов по всему миру, тысячи довольных клиентов, огромные продажи и множество дизайнерских наград. Но произнесите название Visionnaire в присутствии любого дизайн-критика от независимых блогеров до редакторов профессиональных журналов – и вы увидите гримасу, в которой издёвка смешивается с презрением. Ну да, успешный бренд, большие рекламные бюджеты, много шума – но дизайн-то на грани фола, слишком смелый, почти китч.
Это, конечно, страшное лицемерие и свинство. И для того, чтобы чуточку подравнять ситуацию, я и пишу сейчас этот текст – буквально несколько фактов о марке Visionnaire, которые позволят взглянуть на неё по-другому.

Факт 1: Несмотря на то, что самому бренду Visionnaire 15 лет, компании, которая стоит за ним, уже 60. Бренд «отпочковался» от мебельной фабрики IPE, которую основали в 1959 году братья Карло, Помпео и Витторио Кавалли. Они выпускали мягкую мебель с наполнителем из расширяющегося пенополиуретана – такого же типа, как признанные новаторы итальянской индустрии, марка B&B Italia. Которая, кстати, была основана позже – в 1966 году.

Кресло Kosmo, дизайнер Рито Валла, IPE.

Факт 2: IPE впервые приняла участие в Миланском салоне в 1961 году, представив кресло Mercury по дизайну скульптора Рито Валлы. Тенденция марки делать смелые, шокирующие вещи на стыке дизайна и искусства проявилась уже тогда.

Кресло Mercury, дизайнер Рито Валла, IPE.

Факт 3: Бренд Visionnaire был представлен общественности в 2004 году с подачи сына Витторио, Луиджи Кавалли, и его детей – Леопольда и Элеоноры, которая является арт-директором марки. Несмотря на такой семейный подход к делу, на обе марки (и IPE, и Visionnaire) всегда работали знаменитые дизайнеры: Роберто Лаццарони, Алессандро ла Спада, Самуэле Мацца, Симоне Микели, Мауро Липпарини, Марко Пива и ещё десяток других – список постоянно расширяется.

Факт 4: Все коллекции марки – очень разные. Есть совершенно оперные, почти безумные вещи, которые делал ла Спада, вроде знаменитого кресла Ziegfried. Есть совершенно минималистические вещи, которые делают Пива или Лаццарони. Ощущение «единого стиля» возникает из-за маркетинговой политики Visionnaire: они делают ставку на «тотальный дизайн», предлагая своим клиентам обставлять у них дом целиком, от крупной мебели до аксессуаров. Это работает отчасти против марки, когда речь идёт о «серьёзных» критиках – дизайн «под ключ» нынче не в чести. Но очень важно понимать, что огромный продуктовый ряд, созданный разными дизайнерскими «руками», позволяет сделать на базе Visionnaire интерьер, который ничем не будет похож на стенд марки на выставке.

Кресло Ziegfried, дизайнер Алессандро ла Спада, Visionnaire.

Шкаф Wall Street, дизайнер Роберто Лаццерони, Visionnaire.

Столовая Kerwan, дизайнер Алессандро ла Спада, Visionnaire.

Спальня Ca’Foscari, дизайнер Алессандро ла Спада, Visionnaire.

Факт 5: Visionnaire был одним из первых брендов, который оптимизировал своё производство – вместо того, чтобы стремиться делать всё от столярных работ до дубления кожи на одной фабрике, они разделили работу над мебелью на специализированные этапы. Этот своеобразный конвейер разнесён по территории Италии, и только финальная сборка происходит в Болонье. Эта оптимизация улучшила ценовое предложение марки.

Факт 6: Vissionaire были первым брендом, который соединил свой миланский шоу-рум на Пьяцца Кавур с культурным пространством – арт-галереей Wunderkammer gallery.

Факт 7. Первые экологические коллекции – мебель, производство которой наносит минимальный вред окружающей среде – Visionnaire выпустил ещё в 2017 году.

Факт 8. Кушетку-медведя Dubhe, один из иконических предметов марки, дизайнер Самуэле Мацца придумал в 2017 году – одновременно с Франческо Бинфаре и его полярным мишкой для Edra. Великие умы, видимо, мыслят одинаково.

Кушетка Dubhe, дизайнер Самуэле Мацца, Visionnaire.

Факт 9. Все члены семьи Кавалли обставляют свои дома мебелью Visionnaire – потому, что она прекрасно подходит для нормальной жизни. Доказательство – обложка журнала AD с интерьером дома Элеоноры Кавалли.

Факт 10. В 2018 году «китчевая» марка Visionnaire получила шесть международных дизайнерских наград – от AD USA Great Design Award 2018 до Wallpaper Design Award. В 2019-м, кстати, они успели получить ещё одну награду Wallpaper – за столик Marty по дизайну Марко Пива.

Консоль Marty, дизайнер Марко Пива, Visionnaire.

В 2019 году, празднуя свой юбилей, марка выпустила книгу Decalogo, в которой изложила своё видение дизайна в десяти словах, ключевых понятиях – это «десять заповедей», которых она придерживается в своей работе. Культура, природа, дизайн, предмет, опыт, смешение, уникальность, изобретательность, роскошь, вИдение; смыслы, которые в них вложены, неоднозначны и многослойны. Для того, чтобы визуализировать эти смыслы, фотограф Дельфино Систо Леньяни создал серию арт-фотографий с предметами марки – отличные фотографии, ничем не напоминающие рогатые лампы и диваны с мехом, за которые бренд регулярно высмеивают наши дизайн-снобы. Но смеяться над необычным – это очень просто, и это – дурной тон. Куда труднее признать героизм тех, кто осмеливается быть непохожим на других.

Художник Леон Сун, описывая суть бренда, сказал так: «Истинное творчество состоит в создании чего-то неожиданного, в нарушении привычных стереотипов и в отказе следовать устоявшимся стандартам». А признанный эксперт по коллекционному дизайну Наталья Тимашева (Интерьер+Дизайн) написала о развитии Visionnaire как об образце современного общества, в котором «мы ищем пути к новой утопии: обществу, которое уважает каждого, основывается на личной ответственности, позитивных действиях и оптимизме. Обеспокоенные не только экологичностью, но и долговечностью вещей, мы не хотим покупать много, мы хотим качества и готовы изменить мир».

Я не призываю вас менять мир. Просто посмотрите на него открытыми глазами и перестаньте морщить нос при слове Visionnaire. Оно в конце концов переводится как «провидец».

Что вы об этом думаете?

Please enter your comment!
Please enter your name here