Михаил Розанов — один из ведущих русских архитектурных фотографов. Он выставляется с 1995 года и успел провести множество интересных персональных выставок. На его счету громкие фотопроекты с Пушкинским музеем и Музеями Московского Кремля (Terra Historia), выставка о реконструкции ВДНХ, работа с МАММ, галереей «Айдан», Алексеем Гинтовтом. Фокус внимания фотографа, работающего почти исключительно в монохроме — архитектура во всех её проявлениях. В каждом кадре Розанов создает идеальную, продуманную и выверенную геометрическую композицию. Для него нет не только случайных кадров, но и случайных тем. Его работа с фотографией начинается с изучения самой архитектуры, её истории и контекста; эти исследования и размышления влияют на композицию, на работу со светом, определяют смысловой фокус каждого кадра. Именно благодаря такому подходу к фотографии в работах Розанова архитектура раскрывается по-новому — в запечатленных им зданиях считываются новые смыслы. В проекте «Сталь. Стекло. Бетон», над которым Розанов работал несколько последних лет, предметом его художественного исследования стала архитектура модернизма. «Для меня было очень интересно работать с практически беспредметным искусством, которое стало реальными городскими объектами – говорит фотограф. – Линия, плоскость, свет, фактура, материальность бетона, стали и стекла, продолжающая тему геометрической абстракции».
Архитектура модернизма 1950-х — 1980-х годов, или же «интернационального стиля», интересовала Розанова давно — одним из его любимых мест в родной Москве является Калининский проспект (Новый Арбат) со знаменитыми зданиями-книжками. В этот период было построено много признанных шедевров, но многие из них далеко не сразу были оценены по достоинству. Консерваторов раздражала сухость, холодность и брутальность этих зданий, их называли «тяжеловесными бетонными коробками», нарушающими человеческий масштаб застройки традиционных городов (тот же Калининский называли «вставной челюстью Москвы», а в Лондоне активисты пытались помешать строительству Национального театра, этого «выползшего на берег Темзы динозавра»). Потребовались годы, чтобы за серостью бетонных плоскостей и пустотой остекленных проемов мы, публика, научились видеть отказ от лишнего ради главного, возвращение к античному восприятию пропорций, к работе с воздухом и пространством, а не с обилием деталей.
Сейчас модернизм называют последним «большим стилем» в мировой архитектуре, и выставочный проект Розанова наглядно это иллюстрирует. C 2018-го по 2020-й Розанов изучал и снимал знаковые памятники в девяти городах России и Европы (Мадриде, Лондоне, Париже, Роттердаме, Милане, Берлине, Белграде, Хельсинки и Москве). Театры, церкви, библиотеки, музеи, концертные залы и жилые дома, работы Альваро Аалто, Пита Блома, сэра Дениса Ласдуна, Франсиско Хавьера Саенса де Оиса, Джо Понти, Юрия Платонова, Леонида Павлова и многих других, — все эти постройки, отснятые одной «рукой», увиденные единым «взглядом» Розанова показывают, насколько цельной была архитектурная картина послевоенной Европы и СССР, как происходил обмен идеями и темами и как в результате рождался новый городской ландшафт, пронизанный верой в прогресс и оптимизмом. Насколько они были оправданы — это вопрос отдельный; архитектура модернизма была на удивление далека от политики.
«Сталь. Стекло. Бетон» — очень личный проект, в котором фотограф-философ делится с нами своим взглядом на огромный пласт архитектурной и культурной истории. В экспозицию в залах Музея архитектуры войдут семьдесят пять снимков в двух форматах, 40х60 и 80х120 см. Объекты из разных стран и локаций перемешаны географически и хронологически, Москва рядом с Белградом, Мадрид рядом с Хельсинки. «Я хотел подчеркнуть, что в пространстве искусства и стиля есть только одна граница: между оригинальным и вторичным, талантливым и бездарным», — комментирует Розанов.
Выставка продлится до 14 мая 2023 года.
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева (ГНИМА)
Улица Воздвиженка, д. 5/25
Фонд современного искусства Ruarts