С 20 по 28 октября 2018 года в Центральном доме художника на Крымском валу в рамках 44-го Российского антикварного салона будет презентован любопытный проект — творческое объединение анонимных художников Art for Art. Затея весьма необычная, и о ней стоит рассказать поподробнее.
Мы все привыкли уже к тому, что создание и «продвижение» произведений искусства в наши дни — процесс полностью коммерциализированный. Им управляют арт-галереи и другие официальные институции, которые сами формируют спрос на искусство, находят и выращивают художников, способных этот искусственный спрос удовлетворить, и формируют предложение. Доходы огромны, но клиент, потребитель искусства, в результате чуточку облапошен: он купил не то, что ему хотелось, а то, к чему его подтолкнули. Художник — тоже обманут, и к тому же его свобода стеснена: вместо того, чтобы делать то, к чему его влечёт творчество и собственная натура, он вынужден обслуживать коммерческие интересы галериста. В результате подлинная ценность искусства теряется за его рыночной стоимостью; за множеством «продающих» текстов (заумные пояснения критиков или сенсационные подробности жизни художников) мы не «видим» сами произведения.
Для того чтобы сломать эту малоприятную систему, несколько лет назад возникло объединение Gallery Cart Art Foundation. Это одновременно галерея и меценатский фонд, который собирает и показывает предметы искусства и способствует их созданию. От обычной галереи фонд отличается двумя принципиальными вещами. Во-первых, отсутствием стилистического диктата, генерального кураторского «послания»: в собрании Gallery Cart Art Foundation представлено максимальное разнообразие стилей, живописных техник, творческих подходов и тем. Критерий отбора один — быть интересным максимальному числу разных людей. Второе отличие — анонимность авторов: все сотрудничающие с Gallery Cart Art Foundation художники скрываются под псевдонимами, и их личность не эксплуатируется в процессе продажи и продвижения арт-объекта. Произведению искусства возвращается его собственная уникальная эмоциональная ценность — это похоже на обнаружение при раскопках античной статуи: мы не знаем, кто её автор, и воспринимаем её красоту непосредственно и непредвзято.
Отделения Gallery Cart Art Foundation есть в Монако, Париже, Берлине и Цюрихе; организованные ими выставки проходят по всему миру. В Москве фонд будет представлен впервые. На выставке в ЦДХ покажут около тридцати работ в разных техниках и жанрах.
Harry Carlson, работающий в сложной авторской технике письма длинными непрерывными линиями различной толщины из выдавленной на холст полужидкой краски, покажет два цикла — «О природе» и «Жизнь машин».
John Atwood работает в технике пуантилизма, и воспевает он популярные темы современной культуры — звёзд музыки, эстетику моды и так далее.
Ursula Larsen переосмысливает образы живописи прерафаэлитов: она пишет женщин, окружённых насыщенным орнаментальным фоном, а ещё в её работах ощущается связь с ар-нуво.
Patrick Duchamp использует графику сангиной, углём или карандашом по мелованной бумаге, для того чтобы проанализировать болезни общества потребления.
Alice Zimmerman сосредотачивается на индивидуальности и красоте человеческого тела, в её традиционных по технике работах есть налёт мистики.
Ну и наконец, Jing Wu — этот автор выступает в жанре абстрактного экспрессионизма, и его работы отличаются тонким чувством цвета.
Выставка Art for Art открыта для посещения с 21 по 28 октября 2018 года с 12.00 до 20.00 в зале ДНК Центрального дома художника (Крымский вал, 10).