Выставка интерьерной фотографии «Интерьер как искусство» – проект, задуманный мной вместе с российской Ассоциацией дизайнеров и декораторов интерьера (АДДИ) и её суперэнергичным директором, дизайнером Татьяной Горшковой. На самом деле, я с этой идеей ношусь уже довольно давно, и я очень рада возможности её, наконец, осуществить.
Посмотрим, о чём речь. Процесс создания интерьера – долгий, трудный, включает все возможные этапы от психологической работы с заказчиком до согласований перепланировки, от строительной пыли и нервов до финальных красот с развеской картин и штор. И самый-самый последний момент в «жизни» интерьерного проекта до того, как в нём поселяются, наконец, заказчики и он становится частным домом – это фотосъёмка. Дизайнеры заказывают эти фотосессии по ряду причин: для портфолио, для собственного сайта, для публикаций в печатных и онлайн журналах. То есть, вроде бы, это вполне утилитарные, фиксационные съемки – отчёт о проделанной работе. Но на самом деле значение таких съёмок гораздо больше – всем участникам процесса хочется показать «товар лицом», в самом лучшем виде, с элегантным стайлингом, при лучшем освещении. Так, чтобы интерьер не просто остался в памяти – но так, чтобы всем его увидевшим захотелось иметь такой же.
Фотографы, которые снимают интерьеры – это особенные фотографы. Они умеют колдовать с естественным светом. Они умеют вжаться в угол крошечной кухни и отснять её без искажения пропорций. Они знают миллион хитростей о том, как именно повернуть обеденные стулья для того, чтобы композиция кадра была гармоничной. Они знают, как сделать так, чтобы в одном кадре было видно и интерьер, и вид за окном. Фотографы интерьера почти никогда не становятся так знамениты, как те, кто снимает моду и портреты. Но они, интерьерные фотографы – великие мастера своего очень трудного дела. И они, что очень важно, реально разбираются в предмете, который снимают – и именно поэтому знают, как «вытянуть» сложный интерьер и как отдать должное интерьеру безупречному.
За годы своей работы в архитектурной прессе я видела десятки тысяч интерьерных фотографий. И мысль о том, насколько этот жанр недооценён, как мало о нём говорят, не покидала меня уже давно. Потому что в идеальной ситуации – когда хорош и интерьер, и фотограф, – интерьерная фотография становится настоящим произведением искусства. «Схватывает» не только фактуры и цвет, объёмы и композицию. Нет, хорошая интерьерная фотография способна показать «нечто большее» – придать интерьеру глубину, философичность, выявить заложенные в нём пространственные смыслы.
За годы своей работы в архитектурной прессе я видела десятки тысяч фотографий. Но некоторые кадры я помню годами – потому, что в них есть вот это что-то «особенное», большее. Это кадры, на которых интерьер и работа фотографа соединились, чтобы стать искусством.
С огромным удовольствием сообщаю вам, что на нашей выставке есть некоторые из «тех самых», «моих» кадров.
Всего на выставке в Alpert Gallery будет показана 51 работа (не спрашивайте, так вышло). Это интерьеры, созданные ведущими российскими дизайнерами и отснятые лучшими интерьерными фотографами России (и есть несколько иностранцев). Работы разных лет, в разных стилях, есть совсем древние, есть свежие. Большая часть проектов известна – они печатались в лучших дизайнерских сми, украшали обложки. А потом уходили «в архив». С помощью нашей выставки мы о них напомним, и у нас будет шанс оценить вне контекста публикации, насколько эти кадры самоценны.
На самом деле, 51 одна картинка – это мало: вы не представляете себе, как сложно мне было делать «отсев», как много всего осталось за бортом (иногда по чисто техническим причинам). Я искренне надеюсь, что у нас будет шанс продолжить эту тему и сделать потом ещё выставку – ещё больше и роскошнее.
И вообще я должна вам признаться – я хотела бы сделать по итогам этой выставки книгу. Большую и классную книгу о дизайне интерьера в России. Но это – история на будущее, мы её ещё продумаем. А пока что я с удовольствием жду вас на выставке – она откроется 14 октября 2020 года и продлится две недели. Адрес – Красноказарменная улица, дом 3. Вход свободный.
И – последнее: слова благодарности всем, кто нам помог. АДДИ, за организационные усилия. Компании MrDoors – они оформили все работы. Finex и Manders – во многих проектах их полы и краски, соответственно, “АСТ-Альфа” (партнёр галереи Alpert), Espocada – за оформление фотозоны, и Simple Wine – ну вы понимаете, за что.