Проектировщик: мастерская «АМЛ»
Архитекторы: Н. Лызлов, Ю. Головина, А. Шомова
Генподрядчик: «КVEST»
Реставрация: «Новый камень»
Конструкции из стекла: «Техфасад»
Столярные изделия: компания «СтолярШШик»
Ландшафт и благоустройство: ландшафтная группа «АФА»
Осветительное оборудование: «Martini»
Художественная ковка: «Stone & Steel»
Конструктор: П. Смолко
Инженер: «М-Проект»
Художник: Б. Бельский
Заказчик: ПИФ «Вертикаль»
Фото: Алексей Народицкий
В 2013 году архитектурная мастерская Николая Лызлова («АМЛ») реализовала в Москве интереснейший проект — реконструкцию кирпичного строения XIX века под офисные нужды. В 2015 году архитекторы получили за эту работу премию «Золотое сечение» в номинации «Реализация. Реконструкция».
Проект, на самом деле, уникальный: офисное строительство обычно «быстрый» бизнес, коммерческую недвижимость все хотят освоить как можно быстрее. Но в данном случае процесс реконструкции занял два года и местами был почти что процессом реставрации. Здание, о котором идёт речь, было построено в конце XIX века — это было училище. В советское время училище превратилось в фабрику и получило парочку дополнительных этажей, а территория вокруг него «заросла» неприглядными одноэтажными строениями. В ещё более позднее время верхние этажи и вовсе закрыли сайдингом. Мастерской Лызлова нужно было реконструировать здание под офис компании РусАгроТранс (они занимаются железнодорожными перевозками).
Николай Лызлов — архитектор, неимоверно трепетно относящийся к историческому наследию. Он считает абсолютно важным и ценным каждый материальный слой, возникающий в городской среде или в конкретном здании. Реконструкцию данного проекта начали с того, что разобрали надстройку и тщательно «вычинили» стены. Повреждения удалось залатать «родным» кирпичом, добытым из самих стен здания, благо они толстенные. В училище было два входа — мужской и женский, из них оставили один, тот что ближе к улице Стромынка, второй стал пожарным выходом. Цоколь у здания был штукатурным, его заменили на доломитовый: этот камень, помимо всего прочего, красиво стареет под воздействием внешней среды.
На месте разобранной надстройки сделали новую — тоже из красного кирпича. Эта часть полностью воспроизводит размеры и пропорции нижних этажей, но на ней нет характерных декоративных деталей; новая надстройка выглядит гораздо строже. Кирпич, из которого она сложена, отличается от оригинала текстурой и оттенком. Две части здания выглядят цельно, но не претендуют на одинаковость и таким образом честно выдают своё разновременное происхождение.
Что же касается интерьеров, то в них функциональные различия нарочито подчёркнуты. Лызлов говорит, что в них можно выделить три стилистических «слоя», три настроения: «подлинное, стерильное и лофтовое». Три слоя в здании и располагаются, как в пироге — от нижнего уровня к верхнему.
Первые два этажа и подвал (там находится кафе) освобождены от наслоений времени, сделаны максимально аутентичными. Стены из красного кирпича очищены от штукатурки и краски, их покрыли специальным лаком. Кое-где кладку восстановить не удалось, и на эти места поставлены «заплатки» из бетона. Со сводов тоже снята штукатурка, они покрашены белым. На полах уложена чёрная фактурная керамическая плитка — она интонационно напоминает старинные чугунные плиты и придаёт зданию неожиданный индустриальный дух. Стойка рецепции, кстати, сделана из настоящих напольных чугунных плит и выглядит просто классно. Старые, ещё советские, батареи-радиаторы очищены и обработаны металлической крошкой. Лаконичные светильники и прозрачные перегородки не нарушают впечатления романтической брутальности, которое возникает на этих нижних этажах.
Верхние офисные этажи расположены в надстроенной части. Они уж совсем строги: стены оштукатурены «под бетон», полы наливные. Потолки тут гораздо ниже, чем в исторической части; воздуховоды оставлены открытыми, но заслонены решёткой. Впечатление стерильной холодности, однако, не возникает: мебель, светильники и тёплый оттенок серого обеспечивают интерьеру известную живость.
Наконец, на самом верху, в мансарде, расположилось открытое офисное пространство, отделённое от коридора матовой перегородкой из стекла. Самое интересное здесь — стропильная конструкция из клееной сосны: она сообщает скучному на первый взгляд офису известную монументальность.
По прошествии нескольких лет эта работа Лызлова и его мастерской не утрачивает актуальности: не много всё ещё в России офисных пространств, которые были бы сделаны с таким вниманием к истории как архитектуры, так и места. Не много офисов, эффектность которых обусловлена не дорогой мебелью или вычурными играми со светом и цветом, а ставкой на благородство пропорций и спокойную силу старинных стен.
Респект архитектору, и его заказчикам, которые на такое пошли.